<НЕСКОЛЬКО МЫСЛЕЙ О СОВРЕМЕННОМ ЗНАЧЕНИИ
РУССКОГО ДВОРЯНСТВА>

(с. 282)

Единственный источник текста — черновой автограф, 5 л., без заглавия, без даты и без подписи (статья не завершена). Подлинник хранится в Bibl Nat, Slave 78; описание см.: Mazon, p. 98, под заглавием: «Considérations sur le rôle de nobles» (Соображения о роли дворян); фотокопия — ИРЛИ, Р. I, оп. 29, № 237.

В собрание сочинений впервые включено в издании: Т, ПСС и П, Сочинения, XIV, с. 299.

Печатается по тексту чернового автографа.

В 1842 г., поступая на службу в Министерство внутренних дел, Тургенев представил в личную канцелярию министра записку под названием: «Несколько замечаний о русском хозяйстве и о русском крестьянине». В этой работе, не предназначавшейся к печати, Тургенев писал: «...с вопросом о будущности земледельческого класса сопряжено много других равно важных вопросов: о будущности, о значении нашего дворянства и т. д. Кроме того, что нашему дворянству вручены судьбы наших хлебопашцев и что, следовательно, нашим помещикам предстоит разрешить великую задачу о будущности крестьян, собственный их быт должен измениться». И далее автор выражает сожаление, что не говорил «с достаточною подробностью о дворянском классе» (наст. изд., т. 1, с. 419, 564).

К мыслям о значении русского дворянства Тургенев вернулся спустя 15 лет. Откликаясь на первые царские рескрипты 1857 г. о предстоящем освобождении крестьян, Тургенев в начале 1858 г. составляет программу журнала «Сельскохозяйственный указатель» (см.: наст. изд., т. 12), который предназначался для просвещения широких


10 надо сказать, что он несколько напоминал мне Дон-Жуана, отбивающегося от крестьян в конце первого акта оперы.

512

кругов дворянства, встречавшего враждебно идею крестьянской реформы, не подготовленного к ее проведению. В том же 1858 году Тургенев создает роман «Дворянское гнездо», в котором значительное место занимают размышления писателя о судьбах многих поколений русского дворянства и о нравственных началах, на которых могут строиться отношения между помещиком, способным разумно хозяйничать, и крестьянами, осознавшими свои права и свое человеческое достоинство. Именно таким, как Лаврецкий, научившийся «хорошо пахать землю» и нравственно постигший «народную правду», представлял себе Тургенев полезного деятеля земли русской на новом этапе ее истории 1. Мысль эта была для писателя не нова. В записке 1842 г. (к этому году отнесено и действие романа) в числе прочих «важнейших неудобств» русской жизни Тургенев называл, с одной стороны, бесполезное проживание дворян в своих имениях, неумение и нежелание усовершенствовать состояние хозяйства, недостаток законности и положительности в отношении помещиков к крестьянам; с другой стороны — весьма слабое развитие чувства гражданственности, законности в самих крестьянах (см.: наст. изд., т. 1, с. 423—425).

Закончив «Дворянское гнездо» в конце 1858 г., Тургенев, по всей вероятности, приступил к давно задуманной им специальной статье о значении дворянства. Первое упоминание об этом встречается в письмах Тургенева, связанных с организацией газеты «Московский вестник». Писатель принимал деятельное участие в хлопотах о разрешении этого издания и обещал поддерживать его своими трудами (см. письмо Тургенева к Ег. П. Ковалевскому от 25 сентября (7 октября) 1858 г.). Для «Московского вестника» Тургенев и предназначал статью о дворянстве. «Статью мою Вы будете иметь к 20-му января во всяком случае», — писал он к Н. А. Основскому 30 декабря 1858 г. (11 января 1859 г.). В объявлении об издании «Московского вестника» на 1859 год указывалось, что в газете будет помещена статья И. С. Тургенева «Несколько мыслей о современном значении русского дворянства» (Рус Вестн, 1859, январь, кн. 2, с. 190). Та же статья упоминалась и в информации «Библиотеки для чтения» под рубрикой «Литературные вести и слухи». Относительно редакции «Московского вестника» в этой информации сообщалось: «Мы имеем достоверные известия, что в руках у нее находятся на будущее время очень хорошие материалы, каковы, например, новые рассказы Щедрина и статья И. С. Тургенева: „О призвании и назначении русского дворянства“» (Б-ка Чт, 1859, т. 158, № 11, с. 62).

Как свидетельствует сохранившаяся черновая рукопись, статья эта не была завершена автором. Однако и дошедшие до нас страницы представляют интерес: они говорят о попытке Тургенева включиться в полемику, развернувшуюся на страницах прессы в конце 1850-х — начале 1860-х гг. Эта полемика имела принципиальный характер для предреформенных лет, так как в ней высказывались взгляды, по существу касавшиеся важнейших проблем государственного устройства и экономических отношений в России 2.

Позицию Тургенева в статье, насколько можно судить по незавершенному тексту, определяют следующие основные черты: категорическое


1 См. наст. изд., т. 6, примечания к «Дворянскому гнезду».

2 См. об этом подробнее в кн.: Сладкевич Н. Г. Очерки истории общественной мысли в России в конце 50-х — начале 60-х годов XIX в. Л., 1926, с. 87—136.

513

неприятие точки зрения крепостников, доказывавших незыблемость и экономическую целесообразность своих сословных прав на владение крестьянами; несогласие с представителями так называемой «государственной» исторической школы, утверждавшими, что дворянство в России и на Западе находится в антагонистических отношениях с государством, сословный деспотизм которого оправдан задачами прогресса; несогласие с утверждением революционеров-демократов об исчерпанности исторической роли дворянства как класса; сочувствие демократическим устремлениям славянофилов, отвергавших право дворянства на сословные привилегии и исторически обосновывавших единство «земли и власти» в России; общность взглядов с теми либеральными деятелями реформы, которые усматривали значение дворянства в его трудах на пользу свободного народа 3.

По своим взглядам на дворянство в период отмены крепостничества Тургенев ближе всего примыкал к Н. И. Тургеневу 4, а также к Л. Н. Толстому 5, полагавшим, что просвещенное дворянство призвано играть ведущую роль в изменении социальных отношений в России, но в то же время относившимся с достаточной долей критицизма к его сословным болезням.

Стр. 282. ...возможность устроить у себя то, чего все народы до сих пор тщетно добивались, а именно: «класс земледельцев, которые в то же время и землевладельцы»... — Ср. в статье В. Безобразова «О сословных интересах. Мысли и заметки по поводу крестьянского вопроса»: «Но помещик в своем общественном, нравственном и экономическом значении есть тот же земледелец, как и крестьянин <...> Помещик — потенцированный крестьянин, — по меткому выражению Риля...» (Рус Вестн, 1858, т. 17, сентябрь, кн. 1, с. 101). Риль (Riehl) Вильгельм Генрих (1823—1897) — немецкий публицист и писатель.

Стр. 283. ...сбережение прав сословия, опирающегося единственно на крепостное владение, может иметь цену и значение только для одних участников подобной монополии... — Тургенев имеет в виду идеи, высказывавшиеся, например, в статьях магистра законоведения Н. Безобразова «Об усовершении узаконений, касающихся до вотчинных прав дворянства» (Рус Вестн, 1858, т. 16, кн. 1, «Современная летопись», с. 27) и А. Покорского-Жоравко «Что нам стоило крепостное право?» (там же, т. 18, 1858, ноябрь, кн. 2, с. 198).

Стр. 284. ...начиная с самого названия, носящего у нас знаменательный оттенок. — О названии «дворянство» применительно к его истории говорится в «Русской истории» Н. Устрялова (см. изд. 5-е. СПб., 1855, ч. 1, гл. 8, отд. 2, с. 379—384).

Наши дворяне не завоеватели. — Возможно, что Тургенев отвечал на «Исторические письма» С. М. Соловьева, посвященные истории


3 См. об этом подробнее: Голованова Т. П. Несколько мыслей о современном значении русского дворянства. Неоконченная статья Тургенева. — Т сб, вып. 4, с. 155—162.

4 La Russie et les Russes par N. Tourguéneff. Paris, 1847. T. 2, p. 32; ср.: Тургенев Н. И. Пора! — В кн.: Русский заграничный сборник. Лейпциг, 1858. Ч. 2, тетр. 1, с. 24—25.

5 Толстой Л. Н. Записка о дворянстве. 1858, — В кн.: Толстой, т. 5, с. 266—270; ср. его же письмо к Д. Н. Блудову от 9 июня 1856 г., там же, т. 60, с. 64—67.

514

возникновения дворянства в России, где подвергались критике «старые толки о различии наших и западных общественных отношений... на том основании, будто бы на западе было завоевание, а у нас его не было» (Рус Вестн, 1858, т. 15, май, кн. 1, с. 216).

...права его нам дарованы — и недавно. — Тургенев говорит о «Жалованной грамоте» Екатерины II от 21 апреля 1775 г., которой подтверждались такие привилегии дворянства, как вольность и свобода от обязательной службы; свобода от телесных наказаний; исключительное право владеть крепостными людьми и населенными имениями; свобода от личных податей и неприкосновенность дворянского достоинства и др.6

Одна только страсть к отысканию натянутых аналогий могла находить сходство между мыслью Ивана В<асильевича> Грозного и мыслью Людовика XI . — Тургенев имеет в виду следующие слова из статьи В. А. Черкасского «О сочинениях Монталамбера и Токвиля»: «Они <Токвиль и Монталамбер> не сочувствуют централизации, равно чуждой древней Европе и древней России, ни политике Людовика XI и Ришелье, этих западных типов наших Иоанна IV и Петра Великого, ни столь любезной у нас многим теории насильственного воспитания общества посредством государства». Эти слова, возможно, по совету Тургенева 7, были исключены автором из статьи, опубликованной в «Русской беседе» (1857, т. 2, кн. 6) и восстановлены по черновой рукописи лишь при перепечатке этой статьи в посмертном издании: Князь В. А. Черкасский. Его статьи, его речи и воспоминания о нем. М., 1879, с. 141.

Стр. 285. ...умирая под стенами Казани, в степях Азовских... — Речь идет о предпринятой Иваном Грозным осаде Казани в 1551—52 гг. и об Азовских военных походах Петра I против турок в 1695 и 1696 гг.


Голованова Т.П. Комментарии: И.С. Тургенев. <Несколько мыслей о современном значении русского дворянства> // Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. М.: Наука, 1982. Т. 11. С. 512—515.
© Электронная публикация — РВБ, 2010—2024. Версия 2.0 от 22 мая 2017 г.