Николин завет

Текст-источник: № 8. Божье письмо (Из Олонецких легенд / Записи Г. И. Куликовского и В. X // Этнографическое обозрение. 1891. № 4. С. 198).

C. 341. За Онегой — гремучим морем... — Имеется в виду Онежское озеро. В тексте-источнике место действия еще больше конкретизировано — «в Каргополе».

C. 342. И случилось на Николу... — Подразумевается церковный праздник особо почитаемого на Руси святителя и чудотворца Николая, который отмечается 6 декабря ст. ст. В простонародном обиходе именуется «Никола Зимний». Подробнее об интересе Ремизова к этому святому см. в преамбуле к наст. сборнику.

...престол в их селе... — т. е. в селе находится храм, посвященный св. Николаю, и потому этот праздник отмечается здесь как храмовый или престольный (от престол — столик в алтаре, перед царскими вратами, на котором совершается таинство Евхаристии; так как его священность распространяется и на само место, в дореволюционной России, если по каким-либо причинам церковь упразднялась, над престолом воздвигали часовню).

...стоит под колоколом старик... — В иконографии, а также в легендах и преданиях св. Николай изображается в виде старика-странника.

А старик только смотрит ~~ милостиво... — Еще один намек на Николая Чудотворца. В легендарной традиции бытует представление об особом милосердии св. Николая, считающегося заступником от всех бед и несчастий, и потому он часто именуется Милостивым (см. об этом, например, в притче Ремизова

654

«Никола Милостивый»: Николины притчи. Пгр.; М., 1917. С 63–67). В тексте-источнике вместо св. Николая под колоколом стоит сам Господь. Однако ремизовская версия не противоречит степени почитания этого святого на Руси, так как он считается первым после Бога, более того, в православных церквах еженедельно по четвергам ему совершается особая служба наряду с апостолами.

C. 342. ...им бы только чаю, кофию попить — Ср. в тексте-источнике: «скажи им, чтобы не грешили: на гармонике бы не играли, не крутились бы, чаю, кофию не пили бы» (курсив мой. — ИД).

C. 343. И пошел он из родного погоста... — В тексте-источнике герой отправляется в Соловецкий монастырь, где через два года у него наконец «расходятся» руки. Погост здесь — село как часть церковного прихода.


И.Ф. Данилова. Комментарии. Ремизов. Укрепа. Страдной России. Николин Завет // Ремизов А.М. Собрание сочинений. М.: Русская книга, 2000—2003. Т. 2. С. 654—655.
© Электронная публикация — РВБ, 2017—2024. Версия 2.β (в работе)