АЛЕНУШКА

Впервые опубликован: Заветы. 1913. № 3. С. 112—115 (под общим загл. «Свет немерцающий»; с порядковым номером 5).

Прижизненные издания: Дни. 1923. 6 мая. № 156 (вместе с рассказом «Звезды» под общим загл. «Человек человеку свет»).

Дата: 1912.

Прототипом маленькой героини рассказа, вероятно, стала племянница Иванова-Разумника Аленушка (Елена Николаевна Оттенберг, 1906—1965), которая в одном из писем критика к Ремизову, относящихся к лету 1913 г., упоминается, как давняя знакомая писателя (См.: Иванов-Разумник II. С. 81).

С. 125. Вся стена моя в игрушках. — Примечательной деталью интерьера рабочего кабинета писателя (независимо от многочисленных переездов) была коллекция игрушек, которой отводилось специальное место. О первых экземплярах, положивших начало собранию, Ремизов вспоминал: «Игрушки появились у меня с "Посолони". Московский психиатр доктор Певзнер затеял "Посолонью" вернуть душевный покой одной здравомыслящей, впавшей в "изумление ума": на нее нападала тоска, перед ней копошились и мучили ее чудища. По предписанию доктора она должна была сделать куклы упоминаемых в "Посолони" сверхъестественных существ. За несколько месяцев увлекательной работы образы "Посолони" обернулись в чудища-куклы. Видения, мучившие больную, ушли, и тоска рассеялась. С игрушек сделана была копия, и со стены перед моим столом глянул — весь мир "Посолони" (Кодрянская. С. 119). Описание рем изо вс кой коллекции игрушек см.: Кожевников. С. 2; Измайлов. С. 10—11.

С. 126. Я подал ей лягушку, слона, медведя, белку, куринаса ... скакуна, стракуга, змею-скоропею да белого зайца — здесь перечислены игрушки из коллекции писателя, историю которых он охотно раскрывал в беседах со знакомыми и друзьями. «Медведь (папье-маше) с овсяным колосом и веретеном,, если об него уколешься, то заснешь навеки» (Кожевников. С. 2). «На желтых кожаных переплетах старопечатных книг сидят две белки-мохнатки "и орешки щелкают"» (Волошин М. Алексей Ремизов. «Посолонь». Изд. «Золотого Руна». 1907 г // Русь. 1907. 5 апреля. № 95; цит. по: Волошин. С. 510). «Три "Мудрых зверя" (картонные игрушки), — "мои советчики в делах": "Заяц-одноух", "Лютый зверь" и "Певун-лиса"» (Кожевников. С. 2). «...длинная, несуразная, сухая, точно вяленая, черная фигурка, с мягкой, доброй мордочкой, вроде лошадиной. Это — "Доремидошка [так! — Е. О.], прости Господи"». «Живет он в старых усадьбах. Ходит там по дорожкам, когда подойдет желтая осень. Все молодое уедет из усадьбы, останутся одни старики, да вспоминают про покойников. Раз при мне зашуршал за печкой. Спрашиваю старую няньку: "Кто это там?" — "А это, говорит, Доромидошка — прости Господи!" Вы не думайте, он совсем добрый, никому ничего злого не учинит. Называют его нечистью, а какая он нечисть, — что он сделает? Его увидевши, и креститься не стоит» (Измайлов. С. 10). Леший Доремидошка экспонировался на выставке

618

старинных игрушек, устроенной художником Бартрамом. Змея-скоропея — скорпион, «кустарная игрушка, с красной разинугой пастью, из которой капает "яд"» (Кожевников. С. 2).


Обатнина Е.Р. Комментарии. Ремизов. Свет немерцающий. Аленушка // Ремизов А.М. Собрание сочинений. М.: Русская книга, 2000—2003. Т. 3. С. 618—619.
© Электронная публикация — РВБ, 2017—2024. Версия 2.β (в работе)