ВОЗВРАТ

III симфония

Впервые — отд. изд.: М.: Гриф, 1905. Цензурное разрешение: Москва, 16 сент. 1904 г. Книга вышла в свет в середине ноября 1904 г.

513

Переизд.: Белый А. Возврат: Повесть. Берлин: Огоньки. 1922. Подзаголовок «Повесть» использован Белым применительно к «Возврату» только в этом издании. В планах неосуществленных собраний сочинений 1910—1920-х гг. Белый неизменно указывает «Возврат» в ряду «симфоний»; в позднейших упоминаниях определяет «Возврат» как «симфонию». В 1928—1929 гг. он собирался заново переработать «Возврат», но этого намерения не осуществил (см.: Бугаева К., Петровский А., <Пинес Д.>. Литературное наследство Андрея Белого//Лит. наследство. Т. 27—28. М., 1937. С. 579).

К работе над третьей «симфонией» Белый приступил поздней осенью 1901 г.: в ноябре была написана ее первая часть, в декабре, «перед рождеством» — вторая (Ракурс к дневнику. Л. 12 об.). Непосредственным стимулом к построению сюжета «симфонии» послужили университетские лабораторные опыты Белого — в это время студента естественного отделения физико-математического факультета Московского университета. О ноябре 1901 г. Белый свидетельствует: «...мне помнятся мои усиленные занятия в химической лаборатории количественным анализом: сперва весовым, а потом — объемным <...> никогда не забуду я долгих сидений перед чувствительными весами для измерения каких-нибудь крупинок анализируемого вещества; измерение крупинки, потом разведение ее чуть ли не в ведрах воды, потом выпаривание раствора, высушивание осадка и опять взвешивание — все это было достаточно скучно; во время этих занятий я начал в свободные часы (пока осаждались осадки) в гистологической чайной писать 1-ую часть симфонии «Возврат»; потом наступила неделя, когда я должен был с утра до семи часов вечера работать в лаборатории, чтобы вовремя получить зачет у Дорошевского; проф. Зелинский, который стал заинтересовываться моей работой, думая, что я у него буду писать сочинение по химии, представился мне преследующим меня <...> после зачета Дорошевскому я засел дома и быстро набросал 2-ую часть симфонии «Возврата», где в изображении покинутости лаборанта Хандрикова и его преследования проф. Ценхом отразились мои занятия в лаборатории; несколько черт Ценха взяты мной у проф. Н. Д. Зелинского (чисто внешние: Ценх изображен дьяволом; проф<ессор> же Зелинский был человек мягкий, симпатичный, гуманный, хотя и строгий)» (Материал к биографии. Л. 26). В автобиографическом письме к Р. В. Иванову-Разумнику от 1—3 марта 1927 г. Белый характеризует рубеж 1901—1902 г. в своей жизни — время работы над «Возвратом» — как «момент упадочной усталости» (ЦГАЛИ. Ф. 1782. Оп. 1. Ед. хр. 18). Первые две части «Возврата» он переработал в начале 1902 г.

Третью часть третьей «симфонии» (в первоначальной редакции) Белый написал в апреле 1902 г.; вновь вернулся к работе над ней в августе того же года: «Пишу новую 3-ю часть симфонии «Возврат» <...>. Теперь «Возврат» готов» (Ракурс к дневнику. Л. 15); «...в этот месяц

514

я уничтожил первую версию 3-й части «Возврата» и вместо нее написал ту часть, которая появилась в печати (Хандриков в санатории д-ра Орлова); «апокалиптическая» 3-я часть была выброшена как внешняя; музыкально в новой 3-й части отразилась «Grande sonate» Чайковского, которую мама играла августом» (Материал к биографии. Л. 30).

Весной 1903 г. Белый передал рукопись третьей «симфонии» для опубликования в московское символистское издательство «Гриф». 9 апреля 1903 г. он сообщал Э. К. Метнеру: «„Грифы” <...> просили напечатать мою 3-ю симфонию — «Возврат», к изданию которой приступят осенью» (ГБЛ. Ф. 167. Карт. 1. Ед. хр. 13). В письме к Белому от 14 августа 1903 г. глава издательства «Гриф» С. А. Соколов сообщал о готовности выпустить в свет «Возврат» «этою осенью», если будет приостановлено печатание «Северной симфонии» в «Скорпионе» (во избежание появления на книжном рынке одновременно двух книг Белого) . См.: Лит. наследство. Т. 85. С. 365. Однако печатание «Северной симфонии» не было отложено, и «Возврат» вышел в свет на год позже против первоначально намеченных сроков.

С. 194. ...бурмидскими жемчугами. — Крупные, круглые жемчужины.

С. 212. Магистрант — лицо, по окончании университета выдержавшее экзамен в определенной отрасли наук, но еще не защитившее диссертации на степень магистра.

С. 215. ...Чиж «О больном таланте». — Возможно, намек на работы о Достоевском: психолог и психиатр В. Ф. Чиж — автор книги «Достоевский как психопатолог» (М., 1885); заглавие лекции Чижа ассоциируется с названием известной статьи о Достоевском Н. К. Михайловского — «Жестокий талант» (1882).

С. 220. ...продавали рассказы Чирикова. — В 1899—1901 гг. были изданы три тома «Очерков и рассказов» прозаика реалистической школы Евгения Николаевича Чирикова (1864—1932).

С. 222. Эскулап — римское именование бога врачевания Асклепия (греч. миф.).

С. 224. ...криогенетическими исследованиями... — Криогенез — совокупность физических, химических, биохимических и др. процессов, происходящих в криосфере (оболочке Земли в зоне теплового воздействия атмосферы, гидросферы и литосферы) и сопровождающихся льдообразованием.

Трольды (тролли; герм. миф.) — гномы, горные духи.

«Основания физиологической психологии» — труд немецкого психолога, физиолога, философа Вильгельма Вундта (1832—1920); был издан в русском переводе (т. 1—2. СПб., 1880—1881). Белый изучал его в августе 1900 г. (Ракурс к дневнику. Л. 8).

515

С. 228. Кирхгоф Густав Роберт (1824—1887) — немецкий физик, автор трудов по оптике, электродинамике, механике.

С. 229. «О строении гексагидробензола» — тема докторской диссертации Н. М. Кижнера, защищенной в 1900 г.: «О действии окиси серебра и гидроксиламина на бромамины. О строении гексагидробензола». Белый общался с Кижнером во время своего обучения в университете и, как он сообщает, «просовывал нос в его специальнейшую работу»; см.: Белый А. На рубеже двух столетий. С. 412—413.

...к Успенью на Могильцах. — Видимо, церковь Успения Пресвятыя Богородицы в Новодевичьем монастыре.

С. 236. «Выхожу один я на дорогу» — стихотворение М. Ю. Лермонтова (1841), переложенное на музыку более чем шестьюдесятью композиторами; широкой известностью пользовался романс Н. А. Титова.

С. 241. «Тебя я лаской огневою//И обожгу, и утомлю»; «Побудь со мной, побудь со мной!» — цитаты из романса «Не уходи, не покидай» («Не уходи, побудь со мною...», 1900; слова М. П. Пойгина, музыка Н. Зубова). См.: Песни русских поэтов. Т. 2. С. 363.

С. 244. «Напрасно хочу заглушить» и т. д. — цитаты из романса «Как сладко с тобою мне быть...» (1843; слова П. П. Рындина, музыка М. И. Глинки), известного Белому в исполнении М. А. Олениной-д'Альгейм.

С. 246. «Благословляю вас, леса» и т. д. — Цитируется романс П. И. Чайковского на текст А. К. Толстого (первые 17 строк из 2 гл. поэмы «Иоанн Дамаскин», 1858).

С. 247. Персеиды — метеорный поток с радиантом в созвездии Персея, ежегодно наблюдаемый визуально в августе. В автобиографическом плане упоминание о Персеидах связано для Белого с образом его отца, Н. В. Бугаева; в мемуарах он пишет об отце: «Помню ночь; мы — на приступочках террасы, задрав головы к звездам; над головою — звездный поток; он протягивал руки, вырявкивая: „Летят Персеиды: из-за Нептуна; в будущем году в эти же дни они будут лететь-с!”»(Белый А.. Начало века. М., 1990. С. 23).


Воспроизводится по изданию: Андрей Белый. Симфонии. Л.: «Художественная литература», 1991.
© Электронная публикация — РВБ, 2002—2024. Версия 3.0 от 1 июля 2020 г.