195. Садок 1, с. 96; Ряв! (сокр. ред.). Печ. по НП, 285 (с поправкой).

  1. В. И.— Вяч. И. Иванов (1866 — 1949); Хл. познакомился с ним летом 1908 г., весной 1909 сблизился с его кружком. Вяч. Иванов «весьма сочувственно отнесся» к «начинаниям» Хл. (см. НП, 197, 354 — 356; V, 286); ср. Харджиев 1975. «Зверинец» — ответ на посвященное Хл. стих. Вяч. Иванова «Подстерегателю» (3 июня 1909). Написан в Петербургском зоологическом саду и, вероятно, связан с рассказами Вяч. Иванова о детстве, прошедшем в доме напротив московского зверинца (см. в его поэме «Младенчество», 1913 — 1918, реминисценции из «Зверинца» Хл.). По свидетельству А. Ахматовой, Хл. «читал «Сад» на башне у Вяч. Иванова в самом конце 1909 или начале 1910 r.» (см.: «Книги, Архивы, Автографы». М., 1973, с. 68). Друг Хл. Б. А. Куфтин (1892 — 1953) вспоминал слова Вяч. Иванова о «Зверинце» «Это мог написать только гениальный человек». В 1913 г. К. Чуковский писал, что «Зверинец» создан под влиянием Уитмена, особенно его «Песни о самом себе». Хл., интересовавшийся поэзией Уитмена, утверждал, что «Зверинец» написан до знакомства с его произведениями (см. НП, 343, 454; Козлов 1927; Самородова 1972; А. Бородин — «Бакинский рабочий», 1922, 16 июля). К. Чуковский придерживался того же мнения и впоследствии: «Я и сейчас убежден, что стихотворение Хлебникова «Зверинец» по своей структуре, по своему синтаксису связано с «Песней о самом себе» У. Уитмена. И в то же время стихотворение это так самобытно, в нем столько чисто хлебниковских красок, что Хл. имел право отмежеваться от американского барда. Ведь каждая строчка «Зверинца», характеризующая того или иного зверя, есть, так сказать, творческое изобретение Хл. Говоря фигурально, Хл. взял у Уитмена лишь раму для своей картины, а картину написал сам, никому не подражая» (письмо А. Е. Парнису от 18 мая 1967 г.). В неизд. ст. Хл. специально опровергал эту «зависимость»: «Говоря<ят>, я подра<жаю> Уитмену, да, если имет<ь> так<ое> же чис<ло> гла<з>, как и у вас, значит подраж<ать> вам, если смотреть на то же солнце, как и вы, значит подраж<ать> вам, то я подра<жаю> Уитм<ену>» (ЦГАЛИ, 1920?). На структуру «Зверинца» оказала влияние «символическая поэма» Ф. Ницше «Так говорил Заратустра»; ср. также фрагмент «Город, город!» из первой кн. В. Каменского «Землянка» (1910).
  2. Баскующие (от обл. «баской») — красивые, пригожие.
  3. Синий красивейшина — т.е. павлин (ср. вар. «красивый синейшина» — НП,356).
  4. Павдинский камень — возвышенность сев. части Ср. Урала (см. 34, 247; ДП 1975).
  5. Австралийская птица — лира-птица.
  6. Низкая птица — золотой фазан.
  7. Рыбокрылы —вероятно, пингвины.
  8. Полдневный. пушечный выстрел — традиционный ежедневный сигнал Петропавловской крепости.
  9. Косматовласый «Иванов» — перифраза льва, сопоставляемого Хл. с адресатом «Зверинца» (ср. портреты Вяч. Иванова работы К. Сомова и Н. Ульянова и его имя-прозвище в «Ка-2» — <Ричард> Львиное Сердце — V, 128).
  10. Вписанное в часослов Слово — единств. список «Слова» находился в древнерус. рукописном сб. вместе с другими памятниками.

Воспроизводится по изданию: Велимир Хлебников. Творения. М.: Советский писатель, 1986.
© Электронная публикация — РВБ, 1999–2024. Версия 2.1 от 14 апреля 2019 г.