РВБ: Вяч. Иванов. Критические издания. Версия 1.0 от 9 марта 2010 г.
Вячеслав Иванов. Собрание сочинений в 4 томах. Том 1

ПРИМЕЧАНИЯ ВЯЧЕСЛАВА ИВАНОВА

517 «Я служу... Адрастее». «Чтить Адрастею» значило у древних «блюсти уста» (срв. «положи. Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих»). «Поклоняющиеся Адрастее мудры», говорят Океаниды в Эсхиловом «Прометее». По стоикам и орфикам, Адрастея — неизбежная, неотвратимая Судьба, мировая Необходимость. (В первоначальном напечатанном тексте примечаний за первыми словами—«Я служу ... Адрастее» непосредственно следовало: «Поклоняющиеся Адрастее мудры»... Промежуточные слова являются позднейшей вставкой сделанной В. И. на полях. О.Д.)

537 «И в плоть стремится жизнь чрез огнеструйный перст». Образ внушен «Сотворением Адама» Микель-Анджело.

859

575 ТЕРПАНДР — в византийских пересказах из потерянных книг истории Диодора читаем (Diod. VIII, 28 = Tzetz. hist. I, 385):

Когда Лакедемоняне подъяли межусобья,
Оракул был, что граждане к согласью обратятся,
Коли Терпандр Мифимнский им съиграет на кифаре.
И, мелос некий им сыграв, Терпандр, искусный лирник,
Вернул мятежных дружеству и строю — песнью строя,
Как повествует Диодор. И, обратившись, мужи,
Обняв друг друга, плакали, любовно целовали.

«Седмиструнная» кифара считалась изобретением Терпандра. —«Фивский зодчий» — Амфион. — «Чертом венчанный» — см. О. Müller, die Dorier, II, 334. — Оры (Дика, Эвномия и Ирина) покровительствуют и гражданскому строению.

577 «И с Харитой неразлучен». Хариты, спутницы Гекаты и Гермеса, не чужды хтонической сфере.

578 «Дик и зол, как хищный барс»: ср. как барс пустынный, зол и дик (Лермонтов).

583 «К Афродите звездной». Об Афродите ’Αστερία см. Welcker, griech. Götterlehre, I, 673.

584 МОЛИТВА КАМИЛЛА. — См. Plut. Cam. 5; Liv. V, 21, 14 sq.

586 THALASSIA. — Первое стихотворение описывает Cap Martin; шесть следующих (стр. 587-590) Ривьеру di Ponente; «Сфинкс глядит» — Неаполитанский залив; «В Челне по Морю, I» — Тирренское море, «II» и «III» — океан у берегов Бретани. Последние стихотворения (стр. 595-598) внушены природою Северного Корнуолл.

603 «Он тайну Мойр шепнувший в мир». Автор имеет в виду известный рассказ Аристотеля у Плутарха ad Apoll. 27, о Силене (он же, по позднейшим представлениям, — Сатир), пойманном Мидасом и против воли открывшем царю, что наилучший жребий — не родиться на свет, а следующий за ним — вскоре по рождении умереть.

615 IL GIGANTE — народное прозвище знаменитого «Давида». Известно, что молодой Микель-Анджело изваял его из куска мрамора, уже обсеченного для другой статуи.

616 MAGNIFICAT. — Этот сонет, как и предыдущий, посвящен впечатлениям Флоренции. — «Рок мечей» — Septem Dolores. — «Ce, аз, раба» («Ессе Ancilla Domini») — неточность: Богоматерь чертит именно «Magnificat» («Величит душа моя Господа»). — Последний терцет намекает на «Поклонение Пастырей» Лондонской Национальной Галлереи. Все в этой, едва ли не последней, картине Боттичелли — и, яснее всего, сделанная на ней самим художником надпись — свидетельствует о мистическом омрачении его души в последние годы жизни, обусловленном трагическим концом Савонаролы.

618 «Восточный стражник—мыс» — Porto Fino, напоминающий своею формой коринфский шлем.

619 SPECULUM DIANAE — древнее народное название озера Неми близ Рима (Serv. Aen. VII, 515). Там сосредоточивался культ Дианы Арицинской (Nemorensis) и в Августовские Иды совершался обряд, о котором упоминают последние стихи.

619 L'ARCO MUTO — древние руины близ Porto d'Anzio.

621 КОЛИЗЕЙ. — Когда, при папах, Колизей еще был целью крестных ходов и местом молитвы, на нераскопанной арене был водружен, по рассказу очевидцев, крест.

621 LA STANZA DELLA DISPUTA. — Сонет называет фрески Рафаэля: «Disputa del S. Sacramento» и «Афинская школа», на стенах ватиканской Camera delia Segnatura, — «lustitia», «Philosophia», «Theologia» «Poesis» на ее плафоне.

622 СИКСТИНСКАЯ КАПЕЛЛА. — В сонете последовательно упоминаются фрески Микель-Анджело: «Сотворение Солнца и Луны», «Сотворение Адама», «Пророки», «Сивиллы», «Предки Христовы», «Страшный Суд».

860

622 СИРАКУЗЫ. — «Фиалкокудрые» — эпитет Муз у Пиндара. — Аретуза

нимфа сиракузского источника — бежала из Пелопоннеса под воды Ионического моря, преследуемая влюбленным в нее потоком — Алфеем, — миф, в новой литературе прославленный Шелли.

623 ТАОРМИНА. — Об отождествлении Диониса с Солнцем см. Lobeck, Agiaophamus, 296. 498; Welcker, gr. Götterl. I, 411 Sam Wide, Iakonische Culte, 161.

636 LAETA.—Характеристика Пантеона более верна духу древнего пантеизма, нежели историческому значению памятника. — «Вечною дышит весной» — ср. «semper florentis Homeri» (Lucret. I, 124, по Эннию). — «Бог ли, богиня ль» — древняя молитвенная формула. — «Рим золотой» — aurea Roma. — «Вот путь побед» и т.д.: разумеется Via Sacra, Rostra, aèdes Concordiae, арка Септимия Севера, колонна Фоки. — Гипербола «весь» была бы чрезмерной, если бы речь шла не об иллюзии перспективы; и слова «храни свои нищие ризы», могли бы показаться излишними, если бы дело разрушения Рима мертвых торжествующею пошлостью живых не продолжалось доныне. — «О небесном ущербе» — «caelestia damna» Горация.

640 МИСТИКА. — Чрез несколько лет по написании этого двустишия автор нашел ту же мысль, выраженную тем же образом, в латинском стихотворном хвалении св. Бенедикту, начертанном на стенах монастыря Sacro Speco в Субиако (ср. сонет на стр. 620).

642 ТАТ TWAM ASI (Упанишады) значит: «Это (именно, каждый отдельный индивидуум) — ты (сам)».

652 Рахиль и Лия — символы деятельной и созерцательной жизни у Данта (по Фоме Аквинскому) и во всем искусстве Средневековья и Возрождения.

667 «Египетский святой иероглиф» — crux ansata (ankh).

689 ЦАРИ. — Имена Царей подсказаны мифом о Семи против Фив, а символика действия преимущественно культом Дианы Nemorensis обильно освещенным в книге Frazer' a «The golden Bough» (ср. Renan, le Prêtre de Némi).

700 ПСИХЕЯ. — Образы Психеи, прикованной к безлистному дереву, и Психеи-Мотылька, сжигаемого Эросом на пламени факела, в присутствии Немезиды и Надежды, причем все трое из сострадания отвращают лица от зрелища казни, — внушены древними пластическими изображениями (см. Collignon, Psyché).

702 PIETÀ. — «Тень сна» — слова Пиндара (Пиф. VIII, 95). — По орфическому мифу, люди возникли из праха Титанов, испепеленных Зевсом за растерзание и пожрание Диониса. «Темная» — один из эпитетов Изиды. — Изида ищет тела Озириса, разорванного на части, как был растерзан и Дионис, и отождествленного Греками с их Дионисом. — Как изображения Изиды с Горосом на руках напоминают художественный тип Мадонны с Младенцем, так тип «Pietà» намечен древними в изображениях Эос и Кефалоса, и Ниобеи (Stark, Niobe 203, Taf. V).

861
Источник: Вяч. И. Иванов. Собрание сочинений. Брюссель, 1971. Т. 1. С. 859—861.
© Vjatcheslav Ivanov Research Center in Rome, 2006
© Электронная публикация — РВБ, 2010.
РВБ