РВБ: Вяч. Иванов. Критические издания. | Версия 1.0 от 9 марта 2010 г. |
Младенчество
243 Sieur Homais — знаменитый вольнодумец-аптекарь из романа Флобера «Госпожа Бовари».
247 «Картины Света» — старинный альманах.
247 «Ангел-Михаил» — Микель-Анджело.
253 Псалом 151, 1-2.
(см. прим. к стр. 7. О.Д.).
Кормчие Звезды
517 «Я служу... Адрастее». «Чтить Адрастею» значило у древних «блюсти уста» (срв. «положи. Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих»). «Поклоняющиеся Адрастее мудры», говорят Океаниды в Эсхиловом «Прометее». По стоикам и орфикам, Адрастея — неизбежная, неотвратимая Судьба, мировая Необходимость. (В первоначальном напечатанном тексте примечаний за первыми словами—«Я служу ... Адрастее» непосредственно следовало: «Поклоняющиеся Адрастее мудры»... Промежуточные слова являются позднейшей вставкой сделанной В. И. на полях. О.Д.)
537 «И в плоть стремится жизнь чрез огнеструйный перст». Образ внушен «Сотворением Адама» Микель-Анджело.
859
575 ТЕРПАНДР — в византийских пересказах из потерянных книг истории Диодора читаем (Diod. VIII, 28 = Tzetz. hist. I, 385):
Когда Лакедемоняне подъяли межусобья,
Оракул был, что граждане к согласью обратятся,
Коли Терпандр Мифимнский им съиграет на кифаре.
И, мелос некий им сыграв, Терпандр, искусный лирник,
Вернул мятежных дружеству и строю — песнью строя,
Как повествует Диодор. И, обратившись, мужи,
Обняв друг друга, плакали, любовно целовали.
«Седмиструнная» кифара считалась изобретением Терпандра. —«Фивский зодчий» — Амфион. — «Чертом венчанный» — см. О. Müller, die Dorier, II, 334. — Оры (Дика, Эвномия и Ирина) покровительствуют и гражданскому строению.
577 «И с Харитой неразлучен». Хариты, спутницы Гекаты и Гермеса, не чужды хтонической сфере.
578 «Дик и зол, как хищный барс»: ср. как барс пустынный, зол и дик (Лермонтов).
583 «К Афродите звездной». Об Афродите {span class="greek"}’Αστερία {/span} см. Welcker, griech. Götterlehre, I, 673.
584 МОЛИТВА КАМИЛЛА. — См. Plut. Cam. 5; Liv. V, 21, 14 sq.
586 THALASSIA. — Первое стихотворение описывает Cap Martin; шесть следующих (стр. 587-590) Ривьеру di Ponente; «Сфинкс глядит» — Неаполитанский залив; «В Челне по Морю, I» — Тирренское море, «II» и «III» — океан у берегов Бретани. Последние стихотворения (стр. 595-598) внушены природою Северного Корнуолл.
603 «Он тайну Мойр шепнувший в мир». Автор имеет в виду известный рассказ Аристотеля у Плутарха ad Apoll. 27, о Силене (он же, по позднейшим представлениям, — Сатир), пойманном Мидасом и против воли открывшем царю, что наилучший жребий — не родиться на свет, а следующий за ним — вскоре по рождении умереть.
615 IL GIGANTE—народное прозвище знаменитого «Давида». Известно, что молодой Микель-Анджело изваял его из куска мрамора, уже обсеченного для другой статуи.
616 MAGNIFICAT. — Этот сонет, как и предыдущий, посвящен впечатлениям Флоренции. — «Рок мечей» — Septem Dolores. — «Ce, аз, раба» («Ессе Ancilla Domini») — неточность: Богоматерь чертит именно «Magnificat» («Величит душа моя Господа»). — Последний терцет намекает на «Поклонение Пастырей» Лондонской Национальной Галлереи. Все в этой, едва ли не последней, картине Боттичелли — и, яснее всего, сделанная на ней самим художником надпись — свидетельствует о мистическом омрачении его души в последние годы жизни, обусловленном трагическим концом Савонаролы.
618 «Восточный стражник— мыс»—Porto Fino, напоминающий своею формой коринфский шлем.
619 SPECULUM DIANAE —древнее народное название озера Неми близ Рима (Serv. Aen. VII, 515). Там сосредоточивался культ Дианы Арицинской (Nemorensis) и в Августовские Иды совершался обряд, о котором упоминают последние стихи.
619 L'ARCO MUTO — древние руины близ Porto d'Anzio.
621 КОЛИЗЕЙ. — Когда, при папах, Колизей еще был целью крестных ходов и местом молитвы, на нераскопанной арене был водружен, по рассказу
очевидцев, крест.
621 LA STANZA DELLA DISPUTA. — Сонет называет фрески Рафаэля:
«Disputa del S. Sacramento» и «Афинская школа», на стенах ватиканской Camera delia Segnatura, — «lustitia», «Philosophia», «Theologia» «Poesis» на ее плафоне.
622 СИКСТИНСКАЯ КАПЕЛЛА. — В сонете последовательно упоминаются фрески Микель-Анджело: «Сотворение Солнца и Луны», «Сотворение Адама», «Пророки», «Сивиллы», «Предки Христовы», «Страшный Суд».
860
622 СИРАКУЗЫ. — «Фиалкокудрые» — эпитет Муз у Пиндара. — Аретуза
— нимфа сиракузского источника — бежала из Пелопоннеса под воды Ионического моря, преследуемая влюбленным в нее потоком — Алфеем, — миф, в новой литературе прославленный Шелли.
623 ТАОРМИНА. — Об отождествлении Диониса с Солнцем см. Lobeck, Agiaophamus, 296. 498; Welcker, gr. Götterl. I, 411 Sam Wide, Iakonische Culte, 161.
636 LAETA.—Характеристика Пантеона более верна духу древнего пантеизма, нежели историческому значению памятника. — «Вечною дышит весной» — ср. «semper florentis Homeri» (Lucret. I, 124, по Эннию). — «Бог ли, богиня ль» — древняя молитвенная формула. — «Рим золотой» — aurea Roma. — «Вот путь побед» и т.д.: разумеется Via Sacra, Rostra, aèdes Concordiae, арка Септимия Севера, колонна Фоки. — Гипербола «весь» была бы чрезмерной, если бы речь шла не об иллюзии перспективы; и слова «храни свои нищие ризы», могли бы показаться излишними, если бы дело разрушения Рима мертвых торжествующею пошлостью живых не продолжалось доныне. — «О небесном ущербе» — «caelestia damna» Горация.
640 МИСТИКА. — Чрез несколько лет по написании этого двустишия автор нашел ту же мысль, выраженную тем же образом, в латинском стихотворном хвалении св. Бенедикту, начертанном на стенах монастыря Sacro Speco в Субиако (ср. сонет на стр. 620).
642 ТАТ TWAM ASI (Упанишады) значит: «Это (именно, каждый отдельный индивидуум) — ты (сам)».
652 Рахиль и Лия — символы деятельной и созерцательной жизни у Данта (по Фоме Аквинскому) и во всем искусстве Средневековья и Возрождения.
667 «Египетский святой иероглиф» — crux ansata (ankh).
689 ЦАРИ. — Имена Царей подсказаны мифом о Семи против Фив, а символика действия преимущественно культом Дианы Nemorensis обильно освещенным в книге Frazer' a «Thé golden Bough» (ср. Renan, le Prêtre de Némi).
700 ПСИХЕЯ. — Образы Психеи, прикованной к безлистному дереву, и Психеи-Мотылька, сжигаемого Эросом на пламени факела, в присутствии Немезиды и Надежды, причем все трое из сострадания отвращают лица от зрелища казни, — внушены древними пластическими изображениями (см. Collignon, Psyché).
702 PIETÀ.—«Тень сна»— слова Пиндара (Пиф. VIII, 95). — По орфическому мифу, люди возникли из праха Титанов, испепеленных Зевсом за растерзание и пожрание Диониса. «Темная» — один из эпитетов Изиды. — Изида ищет тела Озириса, разорванного на части, как был растерзан и Дионис, и отождествленного Греками с их Дионисом. — Как изображения Изиды с Горосом на руках напоминают художественный тип Мадонны с Младенцем, так тип «Pietà» намечен древними в изображениях Эос и Кефалоса, и Ниобеи (Stark, Niobe 203, Taf. V).
КРИЗИС ИНДИВИДУАЛИЗМА
837 Именно принцип/дифференциации, не истинного индивидуализма служит то гибридное возрождение штирнерианства (ошибочно смешивающее себя нередко с ницшеанством), которое, отметая соборность, как императив, и обоготворяя уединенное я («den Einzigen»), в то же время зовет индивидуумы к общению социальной кооперации (напр., в классовой борьбе). Здесь дух атеизма (не всякая атеистическая доктрина атеистична по духу) является во всей мертвенной наготе своих притязаний — «устроиться без Бога» (непременно — «устроиться»!). Но как ни демонична закваска этого учения, она еще не создает той демонической психологии личности, которая характеризует цельный индивидуализм уединения.
© Электронная публикация РВБ, 2010. |
![]() |