РВБ: Вяч. Иванов. Критические издания. Версия 1.0 от 9 марта 2010 г.
Вячеслав Иванов. Собрание сочинений в 4 томах. Том 2. Примечания О. Дешарт

265 «ЛИЦО». Первоначальное наименование этого стихотворения, появившегося впервые в журнале «Новый Путь» (1904), было — «Лицо или Маска?» Оно представляло собою возражение В.И. на статью Д.С. Мережковского, помещенную в предыдущем № журнала и озаглавленную — «За и против». Там Мережковский писал: «Вячеслав Иванов верит, или хотел бы верить в него (Диониса) как в доселе живого, реального, действительно спасающего Бога. Возможна ли для нас такая вера? Маска нужна тому, кому еще не открылось Лицо. Но к чему маски, когда уже есть Лицо?» Мережковский приписывает В.И. именно то, что автор «Эллинской религии страдающего бога» с самого начала, неизменно, горячо отвергал. Он, конечно, никогда слово бог, когда оно относилось к Дионису, с большой буквы не писал, он счел бы такое начертание кощунственным. Говоря о Дионисе, он неустанно повторял, что к нашей религии он никакого касательства не имеет, «Эллинская душа нашла себя только с обретением Диониса. Дионисийство одно дало эллинству то, что впервые сделало его эллинством — маску.» Для эллинов Дионис был богом. Для ЭЛЛИНОВ! Вот это словечко, на котором построено все учение В.И. о греческих мифах и верованиях, не упомянул, не заметил Мережковский. Обо всем этом не стоило бы теперь напоминать, если б обвинение В.И. в отождествлении Диониса и Христа не пустило в области критики глубоких корней, не пропавших и поныне: Святополк-Мирский в своей прекрасной истории русской литературы и Бердяев в своей последней книге «Самопознание» вслед за Мережковским все еще нечто подобное повторяют. (См. ниже стр. 707). Казалось бы, что достаточно первой строфы стихотворения «Лицо», чтобы упразднить все недоразумения. Христа надо узнать:

Пришлец на берегу костер ловцам разложит, —
      Они воскликнут: Иисус!

А ведь именно Мережковский (1865-1941) сразу оценил В.И. и постарался привлечь внимание широких кругов читателей к (тогда еще неизвестному) исследователю «Религии Диониса» и к его замечательному труду. В 1903 г. в Париже В.И. едва начал свои чтения по психологии дионисийского экстаза в Греции, как он получил из Петербурга от Мережковского предложение опубликовать лекции в его журнале «Новый Путь». После 1905 г. В.И. стал принимать деятельное участие в основанном Мережковским «Религиозно-Философском Обществе»; он в течение нескольких лет состоял руководителем целой секции. 2 февраля 1911 г. В.И. пишет М.О. Гершензону, находившемуся тогда в

705

Петербурге: «...Завтра, часу в десятом, соберутся у меня член совета моей секции Рел. Фил. Общества на заседание. Мне хотелось бы иметь больше времени для разговора с Вами, и пот прошу Вас приехать пораньше.» Дружба с Мережковским, притерпев бурные споры и долгие периоды разлук, сохранилась неизменно крепкой до смерти обоих писателей. Мережковские, первые из старых русских друзей В.И., посетили его в Риме. С тех пор, т.е. с 1934 г. Дмитрий Сергеевич и Зинаида Николаевна во время своих ежегодных приездов в Вечный Город часто приходили в фантастическое жилье поэта на Капитолии.

Вяч. И. Иванов. Собрание сочинений. Т.2. Брюссель, 1974, С. 705—706
© Vjatcheslav Ivanov Research Center in Rome, 2006
© Электронная публикация — РВБ, 2010.
РВБ