РВБ: Вяч. Иванов. Критические издания. Версия 1.0 от 9 марта 2010 г.
Вячеслав Иванов. Собрание сочинений в 4 томах. Том 4. Парерга и паралипомена

ЛИК И ЛИЧИНЫ РОССИИ

445 Статья входит в сборник «Родное и Вселенское». Впервые — «Русская мысль», 1917 г., январь. В значительно переработанном и сокращенном виде вошла в книгу о Достоевском, вышедшую на немецком языке (русский перевод см. в настоящем томе). В Римском архиве хранится рабочий экземпляр РВ с рукописной карандашной правкой и дополнениями В.И. Первая часть статьи напечатана в т. III наст. изд. (224-252, ср. 744) как комментарий к поэме «Человек».

ПРАВКА В.И.

445 В экз. вставлено: согласно с учением Церкви.

445 далее следует: Когда, в «Преступлении и Наказании», Раскольников и Свидригайлов всматриваются друг в друга и первый, с ужасом и отвращением, вынужден втайне признать правоту

755

своего собеседника, утверждающего, что роковая связь их не случайна, что они по существу одноприродны и похожи на враждующих двойников, — это Люцифер, живущий в Раскольникове, и Ариман, владеющий Свидригайловым, мерят один другого взором зияющей в каждом черной глубины. Для Достоевского оба демона — два проявления одной сущности...

447 далее следует: оно же есть победа над последним и окончательным ликом Люцифера — над Ариманом. Вот почему первый шаг к духовному исцелению Раскольникова — чтение в комнате Сони евангельского рассказа о воскрешении Лазаря.

455 далее вставлено, но потом зачеркнуто: живая Россия представлена тремя братьями, из коих третий, как в сказке-мифе, избранник неба.

464 далее: как она предостерегает и от подражания Христу.

464 далее: согласно коему Польша, в качестве жертвы, евхаристически <?> распинается за мир.

467 вместо этой фразы: Но по мнению старца Зосимы, поддержанному окружающими его монахами в беседе с Иваном о задачах церкви...

Вяч. И. Иванов. Собрание сочинений. Т.4. Брюссель, 1987, С. 755—756
© Vjatcheslav Ivanov Research Center in Rome, 2006
© Электронная публикация — РВБ, 2010.
РВБ