РВБ: Вяч. Иванов. Критические издания. Версия 1.0 от 9 марта 2010 г.

57. КЗ. Беловой автограф РГБ, под загл. «Magnificat (картина Сандро Филипепи Боттичелли)», с вар., при письме к М. М. Замятниной, с датой (почтовый штемпель): 5 июня 1899. В автографе примеч. Иванова к ст. 1: «И тебе самой оружие прейдет душу» и к ст. 13: «В этих словах и следующих содержится указание на мистическую и, по-видимому, последнюю картину Боттичелли „Поклонение Пастырей“ (находящуюся в Лондоне); тогда как в предыдущей строфе характеризуется его знаменитая флорентийская „Primavera“». «Этот сонет, как и предыдущий, посвящен впечатлениям Флоренции. — „Рок мечей“ — Septem Dolores (семь скорбей Богоматери. — Ред.) — „Се аз, раба“ („Ecce Ancilla Domini“) — неточность. Богоматерь чертит именно „Magnificat“ („Величит душа моя Господа“). — Последний терцет намекает на „Поклонение Пастырей“ Лондонской Национальной галереи. Все в этой, едва ли не последней, картине Боттичелли — и, яснее ясного, сделанная на ней самим художником надпись, — свидетельствует о мистическом омрачении его души в последние годы жизни, обусловленном трагическим концом Савонаролы» (примеч. Иванова // КЗ. С. 367).

« Magnificat — название картины Боттичелли (Алессандро ди Мариано

Филипепи, 1445—1510); начальное слово молитвы Богородицы (Еванг. от Луки, I, 46—55).

С улыбкой страстною Весна сходила в долы. Речь идет о картине Боттичелли «Весна».

Савонарола Дж. (1452—1498) — религиозно-политический реформатор, глава Флорентийской республики, потерпел поражение в борьбе с папским Римом и был повешен. При нем было организовано сожжение предметов «суетного» искусства, в том числе произведений живописи.

© Электронная публикация — РВБ, 2010.
РВБ