РВБ
:
Вяч. Иванов
.
Прижизненные издания.
Версия 1.0 от 9 марта 2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр
Предисловие
V
Гл. I.
— Иноименные Дионисы
1
§§ 1 — 2. Типы прадионисийских культов. Хтонические Зевсы.
—
§ 3. Лафистий и Аѳамант.
—
§ 4. Зевс Ликейский, Ликаон, Ликург.
—
§ 5. Легенда о Макарее и прадионисийское жречество. Меламп.
—
§ 6. Арей.
—
§ 7. Загрей.
Гл. II.
— Дельфийские братья
18
§ 1. Змий и змиеубийца.
—
§ 2. Причины Фебова овладения Дельфийским оракулòм. Бог-очиститель.
—
§ 3. Аполлон и Пиѳия.
—
§ 4. Омфал.
—
§ 5. Дионисийския прорицалища. Права Диониса.
—
§ 6. Дележ и союз.
—
§ 7. Palintonos harmoniê.
Гл. III.
— Прадионисийский корень мэнад
42
§ 1. Древнейшая память о мэнадах.
—
§ 2. Магнетская надпись. Мэнады-родоначальницы.
—
§ 3. Коллегии мэнад.
—
§ 4. Эринии, как отражение прадионисийских мэнад в миѳе.
Гл. IV.
— Герои-ипостаси Диониса
53
§ 1. Герои, как страстотерпцы древнейшего ѳреноса, и Hêrôs Dionysos.
—
§ 2. Безыменный Герой. Hêgemones Dionysu.
—
§ 3. Типы героя-конника. Дионисийския мученицы.
—
§ 4. Типы героя-охотника.
—
§ 5. Орест и Пилад.
—
§ 6. Аристэй. Aphanismos. Мелитей. Сочетание героических ипостасей Диониса и Артемиды.
—
§ 7. Геракл. Ойней.
—
§ 8. Ипостаси Диониса жертвенного и цветущего.
—
§9. Протесилай. Радаманѳ. Ахилл и Пенѳей. Ѳесей. Патетическая стилизация героической легенды.
Гл. V.
— Дионисова сопрестольница
77
§ 1. Два естества в Дионисе: его связь с Зевсом, как началом воды живой, и Землею.
—
§ 2. Хтоническия ипостаси матери Дионисовой: Семела, Ио, Деметра, Персефона.
—
§§ 3—5 Дионис, как мужской коррелат единой богини. Ея лики: Артемида, Великая Матерь, Ариадна, Афродита, Исида, Гера, Аѳина.
— X —
Стр,
Гл. VI.
— Материковый культ
93
§ 1. Символы дикой природы и охотничьего быта. Плющ и тирс.
—
§ 2. Символика змеи. Змея и бык. Бог-младенец.
—
§ 3. Ночные светочи. Триетерии.
—
§ 4. Лань и лисица. Козел. Омофагия.
—
§ 5. Подчинение сельских растительных культов.
—
§ 6. Фаллагогии. Современные пережитки дионисийства во Ѳракии.
Гл. VII.
— Островной культ
112
§ 1. Двойной топор, бык и виноградное гроздие. Диѳирамб.
—
§ 2. Дельфин. Дионис морской.
—
§ 3. Культ отрубленной головы.
—
§ 4. Плавающая голова Ковчеги.
—
§ 5. Половой маскарад.
—
§ 6. Личины и живыя иконы Диониса.
—
§ 7. Синкретизм культов материкового и островного. Малоазийские элементы в островном культе.
Гл.
VIII.
— Буколы
135
§ 1. Аѳинский буколион и древность аттических буколов.
—
§ 2. Связь позднейших буколов с орфиками.
—
§ 3. Мужской прадионисийский культ быка.
—
§ 4. Аттическия буфонии и их родовая основа.
—
§ 5. Островныя буфонии; их связь с Критом.
—
§ 6. Прадионисийские буколы в Ѳивах.
—
§ 7. Дионис в Аттике.
—
§ 8. Слияние прадионисийского буколического и женского Дионисова культа. Священный брак, как символ союза.
—
§ 9. Брачные чертоги буколов.
Гл. IX.
— Дионис орфический
152
§ 1. Орфическая реформа Анѳестерий.
—
§ 2. Преломление орфического учения о Дионисе в умозрениях неоплатоников и древность его основных положений.
—
§ 3. Влияние орфиков на государственную религию Аѳин в VI веке.
—
§ 4. Эсотерическое развитие начал народной религии в орфической общине.
—
§ 5. Египетские элементы в ранней орфической доктрине.
—
§ 6. Первородный грех по учению орфиков; их антропология.
—
§ 7. Древность понятия ипостасности и позднейшая орфическая ѳеокрасия.
Гл. X.
— Паѳос, каѳарсис, трагедия
183
§ 1. Понятие и древность „страстей“. Обрядовый дуализм и его последствие: каѳарсис, как коррелат паѳоса.
—
§ 2. Психология обрядового дуализма; его
— XI —
Стр,
преодоление в религии Диониса.
—
§ 3. Страсти божественныя и героическия. Подражания страстям. Оргии и таинства.
—
§ 4. Theoi empatheis и apatheis. Языческия страсти и христианство.
—
§§5-6. Существо патетических состояний и задачи каѳартики по воззрениям древних. Платон.
—
§ 7. Каѳарсис в учении Аристотеля о трагедии.
—
§ 8. Трагедия, как всенародное выражение страстнòй дионисийской идеи.
—
§ 9. Автономия дионисийской каѳартики. Трагедия, как „подражание страстям“, расцветшее художеством.
Гл. XI.
— Возникновение трагедии
214
§ 1. Обрядовый дуализм в мусических искусствах. Строй аполлонийский и строй энтусиастический. Диѳирамб.
—
§ 2. Первобытная драма. Трагические хоры Сикиона.
—
§ 3. Трагический диѳирамб Ариона.
—
§ 4. „Ѳесей“ Бакхилида.
—
§ 5. Аттика.
—
§ 6. Священныя действа, и атическая трагедия.
—
§ 7. Драма Сатиров.
—
8 Трагедия, как отправление героического культа.
—
§ 9. Женщина в эволюции трагедии.
Гл. XII.
— Путь изследования Проблема происхождения религии Диониса
253
§ 1. Метод изследования. Филологическая точка зреня.
—
§ 2. Историческая точка зрения. Факты быта и действия и факты сознания.
—
§ 3. Миѳ и обряд. Проблема происхождения.
—
§ 4. Дионис и Индия.
—
§ 5. Дионис и Египет.
—
§ 6. Религия хеттов.
—
§ 7. Присхождение Дионисовой религии. — Основныя положения изследования.
Указатель
287
I. Миѳ. — II. Культ и символика.
Опечатки.
301
© Электронная публикация РВБ, 2010.