РВБ: Вяч. Иванов. Прижизненные издания. Версия 1.0 от 9 марта 2010 г.
363

ПРИМѢЧАНІЯ.

364
365

Стр. 4. — «Я служу... Адрастеѣ». «Поклоняющіеся Адрастеѣ мудры», говорятъ Океаниды въ Эсхиловомъ «Промеѳеѣ». По стоикамъ и орфикамъ, Адрастея — неизбѣжная, неотвратимая Судьба, міровая Необходимость.

Стр. 38. — «И въ плоть стремится жизнь чрезъ огнеструйный перстъ». Образъ внушенъ «Сотвореніемъ Адама», Микель-Анджело.

Стр. 115 — ТЕРПАНДРЪ. — Въ византійскихъ пересказахъ изъ потерянныхъ книгъ исторіи Діодора читаемъ (Diod. VIII, 28=Tzetz. hist. I, 385):

Когда Лакедемо́няне подъяли межусобья,
Оракулъ былъ, что граждане къ согласью обратятся,
Коли Терпандръ Миѳимнскій имъ съиграетъ на киѳарѣ.
И, мелосъ нѣкій имъ съигравъ, Терпандръ, искусный лирникъ,
Вернулъ мятежныхъ дружеству и строю — пѣснью строя,
Какъ повѣствуетъ Діодоръ. И, обратившись, мужи,
Обнявъ другъ друга, плакали, любовно цѣловали.

«Седмиструнная» киѳара считалась изобрѣтеніемъ Терпандра. — «Ѳивскій зодчій» — Амфіонъ. — «Черетомъ вѣнчанный» — см. О. Müller, die Dorier, II, 334. — Оры (Дика, Эвномія и Ирина) покровительствуютъ и гражданскому строенію.

366

Стр. 118. — «И съ Харитой неразлученъ». Хариты, спутницы Гекаты и Гермеса, не чужды хтонической сферѣ.

Стр. 120. — «Дикъ и золъ, какъ хищный барсъ»: срв. «Какъ барсъ пустынный, золъ и дикъ» (Лермонтовъ).

Стр. 129. — «Къ Афродитѣ звѣздной». Объ Афродитѣ Ἀστεδία см. Welcker, griech. Götterlehre, I, 673.

Стр. 132. — МОЛИТВА КАМИЛЛА. — См. Plut. Cam. 5; Liv. V, 21, 14 sq.

Стр. 135 — 160. — THALASSIA. — Первое стихотвореніе описываетъ Cap Martin; шесть слѣдующихъ (стр. 138 — 143) — Ривьеру di Ponente; «Сфинксъ глядитъ» Неаполитанскій заливъ; «Въ Челнѣ·по Морю, I» — Тирренское море, «II» и «III» — океанъ у береговъ Бретани. Послѣднія стихотворенія (стр. 155 — 160) внушены природою Сѣвернаго Корнуоля.

Стр. 171. — «Онъ, тайну Мойръ шепнувшій въ міръ». Авторъ имѣетъ въ виду извѣстный разсказъ Аристотеля у Плутарха, ad Apoll. 27, о Силенѣ (онъ же, по позднѣйшимъ представленіямъ, — Сатиръ), пойманномъ Мидасомъ и противъ воли открывшемъ царю, что наилучшій жребій — не родиться на свѣтъ, а слѣдующій за нимъ — вскорѣ по рожденіи умереть.

Стр. 196. — IL GIGANTE — народное прозвище знаменитаго «Давида». Извѣстно, что молодой Микель-Анджело изваялъ его изъ куска мрамора, уже обсѣченнаго для другой статуи.

367

Стр. 197. — MAGNIFICAT. — Этотъ сонетъ, какъ и предъидущій, посвященъ впечатлѣніямъ Флоренціи. — «Рокъ мечей» — Septem Dolores. — «Се азъ, раба» («Ecce Ancilla Domini») — неточность: Богоматерь чертитъ именно «Magnificat» («Величитъ душа моя Господа»). — Послѣдній терцетъ намекаетъ на «Поклоненіе Пастырей» Лондонской Національной Галлереи. Все въ этой, едва ли не послѣдней, картинѣ Боттичелли — и, яснѣе всего, сдѣланная на ней самимъ художникомъ надпись — свидѣтельствуетъ о мистическомъ омраченіи его души въ послѣдніе годы жизни, обусловленномъ трагическимъ концомъ Савонаролы.

Стр. 200. — «Восточный стражникъ — мысъ» — Porto Fino, напоминающій своею формой коринѳскій шлемъ.

Стр. 203. — SPECULUM DIANAE — древнее народное названіе озера Неми, близъ Рима (Serv. Aen. VII, 515). Тамъ сосредоточивался культъ Діаны Арицинской (Nemorensis) и въ Августовскія Иды совершался обрядъ, о которомъ упоминаютъ послѣдніе стихи.

Стр. 204. — L’ARCO MUTO — древнія руины близъ Porto d’Anzio.

Стр. 207. — КОЛИЗЕЙ. — Когда, при папахъ, Колизей еще былъ цѣлью крестныхъ ходовъ и мѣстомъ молитвы, на нераскопанной аренѣ былъ водруженъ, по разсказу очевидцевъ, крестъ.

Стр. 208. — LA STANZA DELLA DISPUTA. — Сонетъ называетъ фрески Рафаэля: «Disputa del S. Sacramento» и «Аѳинская Школа», на стѣнахъ ватиканской Camera della Segnatura, —«Iustitia», «Philosophia», «Theologia» и «Poësis», на ея плафонѣ.

368

Стр. 209. — СИКСТИНСКАЯ КАПЕЛЛА. — Въ сонетѣ послѣдовательно упоминаются фрески Микель-Анджело: «Сотвореніе Солнца и Луны», «Сотвореніе Адама», "Пророки»,·«Сивиллы», «Предки Христовы», «Страшный Судъ».

Стр. 210. — СИРАКУЗЫ. — «Фіалкокудрыя» — эпитетъ Музъ у Пиндара. — Ареѳуза — нимфа сиракузскаго источника — бѣжала изъ Пелопоннеса подъ воды Іоническаго моря, преслѣдуемая влюбленнымъ въ нее потокомъ — Алфеемъ, — миѳъ, въ новой литературѣ прославленный Шелли.

Стр. 210. — ТАОРМИНА. — Объ отождествленіи Діониса съ Солнцемъ см. Lobeck, Aglaophamus, 296 498; Welcker, gr. Götterl. I, 411 Sam Wide, lakonische Culte, 161.

Стр. 244—254. — LAETA. — Характеристика Пантеона болѣе вѣpнa духу древняго пантеизма, нежели историческому значенію памятника. — «Вѣчною дышитъ весной» — срв. «semper florentis Homeri» (Lucret. I, 124, по Эннію). — «Богь ли, богиня ль» — древняя молитвенная формула. — «Римъ золотой» — «aurea Roma». — «Вотъ путь побѣдъ» и т. д.: разумѣются Via Sacra, Rostra, aedes Concordiae, арка Септимія Севера, колонна Фоки. — Гипербола «весь» была бы чрезмѣрной, еслибы рѣчь шла не объ иллюзіи перспективы; и слова «храни свои нищія ризы», могли бы показаться излишними, еслибы дѣло разрушенія Рима мертвыхъ торжествующею пошлостью живыхъ не продолжалось донынѣ. — «О небесномъ ущербѣ» — «caelestia damna» Горація.

Стр. 257. — МИСТИКА. — Чрезъ нѣсколько лѣтъ по написаніи этого двустишія авторъ нашелъ ту же мысль, выраженную тѣмъ же образомъ, въ латинскомъ стихотворномъ хваленіи св. Бенедикту, начертанномъ на стѣнахъ монастыря Sacro Speco въ Субіако (срв. сонетъ на стр. 206).

369

Стр. 266. — TAT TWAM ASI (Упанишады) значитъ: «Это (именно, каждый отдѣльный индивидуумъ) — ты (самъ)».

Стр. 280. — Рахиль и Лія — символы дѣятельной и созерцательной жизни у Данта (по Ѳомѣ Аквинскому) и во всемъ искусствѣ Средневѣковья и Возрожденія.

Стр. 302. — «Египетскій святой іероглифъ» — crux ansata (ankh).

Стр. 335. — ЦАРИ. — Имена Царей подсказаны миѳомъ о Семи противъ Ѳивъ, а символика дѣйствія преимущественно культомъ Діаны Nemorensis, обильно освященнымъ въ книгѣ Frazer’a «The golden Bough» (срв. Renan, le Prêtre de Némi).

Стр. 353. — ПСИХЕЯ. — Образы Психеи, прикованной къ безлистному дереву, и Психеи-мотылька, сжигаемаго Эросомъ на пламени факела, въ присутствіи Немезиды и Надежды, — причемъ всѣ трое изъ состраданія отвращаютъ лица отъ зрелища казни, — внушены древними пластическими изображеніями (см. Collignon, Psyché).

Стр. 356. — PIETA. — «Тѣнь сна» — слова Пиндара (Пиѳ. VIII, 95)·— По орфическому миѳу, люди возникли изъ праха Титановъ, испепеленныхъ Зевсомъ за растерзаніе и пожраніе Діониса. «Темная» — одинъ изъ эпитетовъ Изиды. — Изида ищетъ тѣла Озириса, разорваннаго на части, какъ былъ растерзанъ и Діонисъ, и отождествленнаго Греками съ ихъ Діонисомъ. — Какъ изображенія Изиды съ Горосомъ на рукахъ напоминаютъ художественный типъ Мадонны съ Младенцемъ, такъ типъ «Pietà» намѣченъ древними въ изображеніяхъ Эосъ и Кефалоса, и Ніобеи (Stark, Niobe 203, Taf. V).

Изъ стихотвореній этого сборника ранѣе появились въ печати: «Тризна Діониса» — въ «Космополисѣ» 1898 года; »Дни Недѣли», «На Мигъ», «Воспоминаніе», «Полетъ», «Сны» — въ «Вѣстникѣ Европы» 1898 и 1899 годовъ.

© Электронная публикация — РВБ, 2010.
РВБ