Это новеллы писателей Латинской Америки, главным образом аргентинцев. В литературной манере этих авторов замечается некоторая старомодность, словно они испытывают непосредственное влияние Мериме. Почти все — очень хорошие рассказчики, с сильной фабульной пружиной. Их привлекает колониальное прошлое с его гражданскими войнами и живописным беззаконием. Очень хотелось бы составить небольшой оригинальный сборничек, но, к сожалению, то, что подбирается, лишено центра тяжести. Книга неполная: несколько рассказов вырезано. Из остающихся приемлемы:
1) Alvarez. Охота на кондора — хрестоматийно-совершенная вещь: редкое чувство меры в сопоставлении человека и природы.
2) Payro. Capuche d’éte. Яркий социальный мотив: вор-префект преследует крестьянина.
1 Рассказы из американской жизни (фр.).
2 Пайро. Летняя накидка (фр.;букв.: капор).
3) Leguizamon. Le coup de grâce1: эпизод одной из бесчисленных гражданских войн (40-е годы). Расстрел пленников. Чисто формальные достоинства.
4) Остров Робинзона: посещение колонии островитян; фрегатно-парусная эпоха; проблема цивилизации с отзвуками Руссо; чудесный ландшафт.
5) Primitif2. Злоключения простака-крестьянина — скотовода. Быт прерий в середине прошлого века. Социальный мотив заслонен темой рока.
Прочие рассказы построены на литературной обработке суеверных преданий и мистике ужаса.
Из поименованных пяти вещей можно составить книжку. Но хотелось бы выбрать лучше и тщательнее.
1 Легисамон. Расстрел. (фр.).
2 Простак (фр.); здесь — имя героя рассказа.