КОНЕЦ РОМАНА. — Впервые: альм. «Паруса». М., 1922, № 1, с. 27 — 32 (сообщ. М. О. Чудаковой). Беловая рукопись (список рукой Н. Я. Мандельштам) — ЦГАЛИ, ф. 1893, оп. 1, ед. хр. 3. Вопрос о кризисе романа как жанра был в те годы одной из актуальных эстетических проблем. См., напр., статью Вяч. Иванова «Достоевский и роман-трагедия» (в его кн.: «Борозды и межи. Опыты эстетические и критические». М., 1916), обзор А. С. (А. А. Смирнова?) «К вопросу о кризисе романа» («Современный запад», 1923, кн. 2, с. 211 — 212), а также статью К. Спасского «Кризис романа» («Накануне», 1923, 5 авг.).

Жития святых ~ светский интерес к судьбе персонажей... — Ср. запись-примечание Мандельштама на рукописи его перевода «Жизнь Святого Алексея»: «Один из древнейших памятников французской словесности: зачаток романа и драматического светского повествования» (ИМЛИ, ф. 225, оп. 1, ед. хр. 1, л. 19);

...стремление пробиться из низших и средних социальных слоев в верхние. — Далее в альм, и HP — фрагм. <1> (Прилож., с. 264);

Ясно, что когда мы вступили ~ массовых организованных действий... — Далее в альм. и HP: «...когда борьба классов становится единственным настоящим и общепризнанным событием...»;

...акции личности в истории падают (в альм, добавлено: «в сознании современников». — Комм.) и вместе с ними падают влияние и сила романа... Ср. отзыв Мандельштама о книге К. Чуковского «Некрасов» (запись в дневнике К. Чуковского от 14.03.28): «Он (Мандельштам. — Комм.) говорил, что теперь, когда во всех романах кризис героя — герой переплеснулся из романов в мою книгу, подлинный, страдающий и любимый герой, которого я не сужу тем губсудом, которым судят героев романисты нашей эпохи» («Юность», 1982, № 3, с. 88, публ. Е. Ц. Чуковской);

Дальнейшая судьба романа ~ катастрофической гибели биографии. — Далее в альм, фрагм. <2> (Прилож., с. 264 — 265);

Человек ~ является как бы стержнем целой системы явлений, группирующихся около него. — Далее в альм.: «...тем более велико было искусство последних европейских романистов, в качестве такого стержня избиравших людей заурядных и ничем не замечательных»;

...час от часу становится более жестокой. — Далее в альм.: «Самое понятие «действия» для личности подменяется другим, более содержательным социально понятием «приспособления». Ср. во внутренней рец. Мандельштама на книгу франц. писателя Клода Ане: «Самое понятие «романа» фальшиво там, где можно говорить лишь о подборке и приспособлении» (ЛГАЛИ, ф. 2913, оп. 1, ед. хр. 548, л. 243);

...так как она не обосновывает уже никаких действий. — Далее в альм. — заключит, фрагм <3> (Прилож., с. 265).


Воспроизводится по изданию: О.Э. Мандельштам. Слово и культура. М.: Советский писатель, 1987.
© Электронная публикация — РВБ, 2010–2024. Версия 2.0 от 3 октября 2019 г.