| Главная страница | Содержание |   Philologica   | Рубрики | Авторы | Personalia |
  Philologica 1 (1994)  
   
english
 
 
 

Ю. С. СТЕПАНОВ

CЛОВО
Из статьи для Словаря концептов («Концептуария») русской культуры

 
 
 


Полный текст (HTML) Полный текст (PDF)

 

Резюме

Предмет Словаря — устойчивые понятия, или концепты, русской культуры, такие как «Вечность», «Слово», «Любовь», «Вера» и т. п. Давно замечено, что количество их невелико, а между тем духовная культура состоит из операций с этими концептами. Мы исходим из того, что русская культура — это часть культуры европейской, и поэтому в нашем Словаре константные понятия «схвачены», прежде всего, в момент их отделения от общеевропейского культурного фонда, или фона. В первой части каждой словарной статьи внимание уделено прежде всего этимологии слов, выражающих данный концепт: этимология есть предыстория, дописьменная история концепта. Дальше излагается ранняя история концепта, как она отразилась в письменных свидетельствах. Последующая эволюция концепта прослеживается лишь пунктирно.

Для предварительной публикации, которая соответствовала бы предмету и духу журнала «Philologica», отобраны материалы одной из ключевых статей Словаря («Слово»). Индоевропейский корень соответствующей русской лексемы (*kleu- etc. , иногда с распространением -s-) представлен во многих языках. В значении этого корня объединяются действия говорения и слушания; в древнейший период он обозначал цельную ситуацию, в которой говорение предполагает слушание, и наоборот, — то есть «круговорот общения» (говорящий и слушающий, чередуясь, обмениваются ролями).

В русском языке действия, связанные с идеей говорения, укладываются в свойственную славянским языкам трехфазовую модель, которая охватывает три глагола: (1) славить — (2) слышать — (3) слыть. Первая фаза — начало процесса, возбужденное активным действием; вторая фаза — достижение критической точки. Глагол 1-й фазы является, как обычно в этой модели, каузативом и значит ‘делать так, чтобы кто-то прослыл’. Место 2-й фазы в русском языке занято двумя глаголами — слышать и слушать; кроме того, глагол состояния (глагол 3-й фазы) должен был иметь соответствующий глагол начала действия во 2-й фазе — нечто вроде *слыноути ‘прослыть’.

По той же модели «круговорота общения» строится и ряд других индоевропейских концептов — среди них «Вера», «Воля» («хочу»), «Любовь». Очевидно, что предмет обмена, совершаемого в «круговороте общения», — будь то «Вера», или «Договор», или «Слово» — представлялся носителям древней индоевропейской культуры не «ролью», а «плотной сущностью», «ценностью», независимой от субъектов общения.

Помимо и.-е. *kleu-, концепт «Слово» входил еще как минимум в два семантических поля. Это, во-первых, «Голос» — собственно речевая деятельность, говорение; во-вторых — «Весть, Знание». Однако, ведущая роль в развитии концепта «Слово» принадлежала первой семантической группе: именно с ней оказалось соединено становление сначала понятия, а затем и науки филологии.

В древнегреческом языке формирование представлений о слове и филологии протекало в рамках оппозиции трех основных терминов: epos, mythos и logos. С точки зрения истории филологии, исключительное значение имело появление (около IV в. до н. э. ) глагола philologeo ‘любить науки, стремиться к учению’ и соответствующих ему имен: существительного philologia ‘любовь к ученой беседе’, и прилагательного philologos ‘любящий научное рассуждение’. В эпоху патристики, у Оригена, появляется еще один термин — philologeus ‘ученый комментатор, схолиаст’. «Толкования слов» (герменевтика Св. Писания) и «слов о словах» (теологические контроверсии) стали неотъемлемой частью теологии и филологии. Весь этот исходный комплекс понятий ясно проявился в двух вершинных для русской традиции определениях филологии, предложенных Ф. Ф. Зелинским и Г. О. Винокуром.

Итак, филология есть область гуманитарного знания, непосредственным предметом изучения которой служит главное воплощение человеческого слова и духа — адресованный текст.

 


Полный текст (HTML) Полный текст (PDF)

Philologica

 
english
 
 
 
|| Главная страница || Содержание | Рубрики | Авторы | Personalia || Книги || О редакторах | Отзывы | Новости ||
Оформление © студия Zina deZign 2000 © Philologica Publications 1994-2017