НЕНАПИСАННАЯ РЕЦЕНЗИЯ А. И. РОММА
НА КНИГУ М. М. БАХТИНА И В. Н. ВОЛОШИНОВА
«МАРКСИЗМ И ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА»
Подготовка текста, публикация, вступительная заметка и примечания
А. Л. Беглова и Н. Л. Васильева
Резюме
В 1995 г. исполняется сто лет со дня рождения М. М. Бахтина (18951975) и В. Н. Волошинова (18951936). Самым значительным результатом их странного, загадочного соавторства, оказавшим заметное влияние на общегуманитарную идеологию второй половины века, стала подписанная Волошиновым и затем приписанная Бахтину монография «Марксизм и философия языка». Несмотря на внимание современников не случайно книгу переиздали уже через год после выхода, печатных откликов на ее появление было очень немного всего три. Поэтому всякая живая реакция первых читателей представляет исключительный интерес; но заметок А. И. Ромма это, пожалуй, касается в особенности: из всех развернутых письменных отзывов того времени его незавершенная рецензия кажется самой глубокой и оригинальной.
Ромм считал, что выход лингвистики из методологического кризиса «может состоять лишь» в «диалектическом разрешении антиномии», которую Волошинов увидел и «показал <...> полностью». Как утверждал Гумбольдт, «язык есть не продукт деятельности (Ergon), а деятельность (Energeia)». «Язык, возражал Соссюр, не деятельность (fonction) говорящего. Язык это готовый продукт, пассивно регистрируемый говорящим». Так же, как до него Г. О. Винокур, Ромм предпринял попытку примирить Гумбольдта и Соссюра. Однако если противопоставление ergon/energeia Винокур увидел в дихотомии langue vs parole, то Ромм и продуктом, и деятельностью полагал как сам язык (langue), так и любое высказывание, «слово» (parole): «Нельзя спорить о том, ergon ли язык или energeia. И то и другое <...> То же самое и в области слова, которое необходимо выделить, как особое понятие».
Соглашаясь с Волошиновым в том, что речевую деятельность структурирует не только говорящий, но и слушающий, Ромм усматривал ergon языка в том, что собеседник, «другой» на деле оказывается «другими»: диалог превращается в полилог, участником которого в пределе становится весь народ, а формой выражения язык как законченное целое. Ergon высказывания, по Ромму, очень хорошо заметен в текстах повышенной важности, более или менее сакрализованных: самой историей они вырваны из породившей их ситуации, их диалогический контекст утрачен, и для того чтобы их понять, их поневоле приходится интерпретировать как законченные монологические высказывания. Ромму чужд антифилологизм Волошинова и Бахтина с их argumento ad atheos: «Первыми филологами и первыми лингвистами всегда и всюду были жрецы». Если мы пожелаем понять классиков марксизма-ленинизма, наш метод, объясняет Ромм, окажется неотличимым от герменевтики святых отцов. Но в том-то и дело, что марксизм (как и близкие ему идеологии) не желает ничего понять он хочет только приспособить, использовать, или, как сказали бы авторы рецензируемой книги, «вступить в диалог». В этом смысле они были прозорливее Ромма: чутко уловив социальный заказ, они попытались философски обосновать «бунт самоутверждающегося читателя против навязанных ему авторитетов» (М. Л. Гаспаров). Их антифилологическая ненависть к «мертвым-письменным-чужим языкам» и к «изолированным-законченным-монологическим высказываниям» («Марксизм и философия языка») воистину делает их ближайшими предшественниками современного постмодернизма.