Б. И. ЯРХО
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЧИ В ПЯТИАКТНОЙ ТРАГЕДИИ
(К вопросу о классицизме и романтизме)
Подготовка текста, публикация и примечания М. В. Акимовой
Предисловие М. И. Шапира
Резюме
Сверхзадачей научной деятельности Бориса Исааковича Ярхо (18891942), одного из крупнейших филологов ХХ в., было превращение литературоведения в «нормальную» науку, по уровню точности и доказательности не уступающую наукам естественным. В этой широкомасштабной теоретико-методологической программе видная роль была отведена публикуемому труду единственному завершенному монографическому исследованию Ярхо, посвященному проблемам «диахронического синтеза». Устанавливая закономерности эволюции драматических форм в ХVIIХIХ вв. , ученый впервые сделал попытку построить типологию литературных направлений с помощью количественных методов. Он выделил четыре стилевых периода (ранний и поздний классицизм, ранний и поздний романтизм) и в пятиактных трагедиях каждого из этих направлений определил следующие параметры: 1) количество говорящих персонажей в явлении, 2) среднее отклонение от среднего количества говорящих персонажей, 3) количество явлений в пьесе (мера подвижности действия) и 4) количество действующих лиц.
От античной трагедии классики второй половины XVII в. отличаются увеличением доли дилогов и расширением диапазона говорящих персонажей с 4 до 5. У поздних классиков этот диапазон увеличивается еще на шаг, а доля дилогов, наоборот, уменьшается. Всем классикам свойственно преобладание дилога над другими видами явлений вместе взятыми, а также незначительное среднее отклонение и малая подвижность действия. В раннем романтизме число говорящих становится потенциально неограниченным; подвижность действия повышается в 2,5 раза, а количество действующих лиц в 3 раза. В трагедиях умеренных романтиков диапазон говорящих и среднее отклонение вновь несколько сокращаются.
Все обнаруженные закономерности рассматриваются Ярхо как частные случаи общих мировых законов, и главный из них это «закон волн», проявляющийся в волнообразном развитии литературных форм.