В. В. ФАЙЕР
О МЕТОДОЛОГИИ ФОНОСЕМАНТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
(по следам гипотезы Е. А. Краснопевцева)
Резюме
Фоносемантическое изучение стиха это важная область поэтики, до сих пор остающаяся полем робких и несогласованных экспериментов. В статье Е. А. Краснопевцева ставится интересная проблема: как разные звуки и слова распределяются по гексаметрической строке и не связано ли это распределение с семантикой стихотворной формы.
Наши данные, собранные с помощью компьютерной обработки текста, близки к данным Е. А. Краснопевцева. Оказалось, однако, что суммарные показатели по группам T, P, K скрадывают значительные расхождения в распределении разных звуков, идентичных по месту образования. Не подчиняется «общей закономерности» и один из самых частотных древнегреческих консонантов густое придыхание, учет которого к тому же существенно меняет статистику распределения других согласных.
Исследователь обходит вопрос о том, какими словами обеспечено высокое содержание той или иной фонемы в данном месте строки. Между тем, например, ответственность за 3/5 от числа начальных [t] и [h], доминирующих в I стопе, несут служебные слова, тяготеющие к началу стиха (это отчасти связано с синтаксическими особенностями гомеровского диалекта, а отчасти с общими правилами греческого языка). Разумеется, эти и подобные им факты тесного взаимодействия метра с грамматикой и лексикой не могут служить свидетельством каких бы то ни было фонетических предпочтений.
При ближайшем знакомстве со списками слов, приложенными к статье Е. А. Краснопевцева, виден явный произвол в лексико-семантической классификации материала. Подбор слов не отличается ни полнотой, ни последовательностью: очевидно, автор статьи отбирал «ключевые» слова по своему усмотрению.
В методологическом отношении исследование Е. А. Краснопевцева представляется неудовлетворительным, и его выводы доверия не вызывают. В то же время хочется надеяться, что обсуждаемая работа привлечет внимание стиховедов к нерешенным проблемам поэтической фоносемантики.