Е. А. КРАСНОПЕВЦЕВ
ФОНИКА И СЕМАНТИКА ГОМЕРОВСКОГО ГЕКСАМЕТРА
(триадическая структура мира)
Резюме
В работе устанавливаются некоторые семантические характеристики триподий древнегреческого эпического гексаметра. В первых трех стопах чаще встречаются слова, связанные с идеями членораздельной речи, знаковости, дискретности, а также числительные, личные местоимения, артикли и частицы. В последних трех стопах, напротив, чаще встречаются слова, обозначающие непрерывный поток звучания; связь, сцепление; близкое человеку; имена богов и понятия, принадлежащие к божественному миру. Полустишия также противопоставлены по категориям правого и левого, прямого и изогнутого, недавнего и древнего. Помимо этого, у стоп каждой триподии удалось обнаружить семантический ореол, соотнесенный с пространственным положением на вертикали: триада «небо человек земля» во многих архаических культурах выступает как универсальная классификационная система. Результаты исследования заставляют думать, что три стопы полустишия символизируют три уровня архаического космоса в последовательности «сверху вниз».
С другой стороны, в процесс пространственного перемещения вовлекается язык как орган речи. Фоника первого полустишия организована прежде всего с помощью начальных согласных: на I стопе увеличивается доля слов с начальным дентальным согласным, на II с начальным лабиальным, на III с начальным велярным. Фоника второй триады организована прежде всего с помощью гласных: на IV стопе увеличивается содержание гласных переднего ряда (η, ι), на V гласных среднего ряда (α), на VI гласных заднего ряда (ο, ω). Таким образом, согласные первого полустишия противостоят гласным второго как дискретные звуки непрерывным (при этом формальное различие двух триподий полностью отвечает их семантике). Обнаруженный «механизм стиха» заставляет по-новому оценить роль гексаметра в древней поэтической традиции. Ее носителями были аэды, способные вдохновляться священной истиной и выражать ее речью, метр которой в какой-то мере отображал структуру духовного пространства: благодаря своему духовному зрению эпический певец, как сказано в «Илиаде» и в «Одиссее», минувшее знал и грядущее видел (Il. 18. 250; Od. 24. 452).