РВБ: А.М. Ремизов. Собрание сочинений в 10 томах. Версия 1.8 от 23 октября 2016 г.

ИМЯ И СТРАЖ

Впервые опубликовано: Лукоморье, 1916, № 15/16. С. 9—11, под загл. «Имя и страж «νενιηκασε σε, Σαλομɷν».

Прижизненные издания: Трава-мурава. С. 8—17.

Автографы: Беловой автограф с правкой — ИРЛИ. Ф. 256. Оп. 1. Ед. хр. 11, под загл. «Νενιηκα σε, Σαλομ ɷν» «Имя и страж»), конец отсутствует, фрагмент текста до слов: «а, бывало, как петушки-огоньки».

Тексты-источники: Византийская легенда чуда явления ангела / 1). С. 21-22.

Дата: 1915.

С. 100. Царь Иустиниан — Юстиниан I (ок. 482-565) император Византии (Восточно-Римской империи). Правил с 527 по 565 г. При нем строился храм св. Софии в Константинополе.

...триста и шестьдесят пять приделов и след. - Придел - дополнительное помещение в храме с алтарем. В древности его пристраивали («приделывали»), откуда и название. Придел посвящается празднику или святому. По свидетельству русских путешественников, в св. Софии было 365 приделов.

...круглый год, как на грешной пасхальной неделе, видимо всем и открыто... — В первые века христианства алтарное пространство в храме оставалось открытым, его отделяла лишь низкая каменная ограда. Позднее алтарь стала закрывать «завеса», которая после богослужения задергивалась. В современной церкви в течение всей пасхальной недели завеса не задергивается и алтарные врата не прикрываются.

...колоколов не знали, — в колокола испокон звонят латыни... — Колокола были введены в западной церкви приблизительно с VII в. В Византии первоначально употреблялись била и клепала (см. С. 683 наст. изд.). Лишь во II пол. IX в. первые колокола появились в Софийском соборе в Константинополе.

...и тьма его не объяла — Ср.: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Иоан. 1, 5).

С. 101. ...стол, — на котором столе в великий четверг вечерял Христос со ученики своими... — О том, что упоминаемый в Евангелии стол «тайной вечери» хранился в Софийском храме, свидетельствовали многие русские паломники.

...Ольги княгини русской <...> когда взяла дань, ходивши к Царюграду... — Равноапостольная княгиня Ольга (ум. 969), одна из первых насадительниц

694

христианства на Руси. В 955 или 957 г. приняла крещение; по преданию, ее крестил византийский император Константин Багрянородный. Княгиня Ольга дважды побывала в Константинополе.

С. 101. ...трубы ерихонские ~ когда пали стены Ерихона. — Иерихон, древний город в Палестине, близ Иерусалима В Библии рассказывается, как город подвергся нападению евреев при их вторжении в землю Обетованную. Стены Иерихона пали сами собой от звуков священных труб (И. Навин. 6). О том, что подобные трубы находились в Константинополе, свидетельствует Антоний Новгородец.

Анфемий строитель ~ с <...> Исидором из Милета. — Анфимий из Траллеса (Малая Азия) и Исидор из Милета (Малая Азия) — архитекторы собора Святой Софии в Константинополе.

Игнатий Непрович ~ трижды из Киева в Иерусалим пеш ходил! — Ремизовская интерпретация текста из «Путешествия новгородского архиепископа Антония»: «<...> на уболе святого Георгия святый Леонтей поп Русин лежит в тѣлѣ, велик человек: той бо Леонтий 3-жды во Иеросалим пѣшь ходил» (2). Стб. 142). Имя десятника Игнатий есть в «Сказании о создании церкви святой Софии». (1). С. 20—21).

Перун — в славянской мифологии бог грозы (грома).

Лоза перунова — верба. По народным представлениям, защищала от грома (молнии), см.: Афанасьев I. С. 389.

Скудель — глиняный сосуд.

С. 102. Капище — языческий храм.

Навезут ли каких сокровищ ~ из самого Рима — На постройку собора ценности свозились со всех концов империи. Например, из Рима были доставлены восемь порфировых колонн, взятых из храма Солнца, из Эфеса — восемь колонн зеленого мрамора, которые, по преданию, украшали храм Дианы Эфесской. Доставлялись украшения из Афин и других городов.

Петушок — имя и образ живого и смышленого мальчика корреспондирует с Петушком, героем одноименного рассказа Ремизова (см. том 3 наст. издания. С. 543—566). В «Сказании о создании церкви святой Софии» имя мальчика Исайя (с. 21).

Храм Соломонов — храм Иегове, воздвигнутый на горе Мориа в Иерусалиме. Построен Соломоном, царем Израильско—иудейского царства, начат около 1010 до н. э., строился семь с половиной лет. Был знаменит не только по своему внутреннему значению, но и благодаря внешнему великолепию.

Воспор — Босфор, пролив, соединяющий Черное море с Мраморным.

Русское море — Черное море.

Златорогий Суд — залив Золотой Рог.

...до святого Мамы — Имеется в виду храм св. Мученика Маманта (Мамы), находившийся при начале залива Золотой Рог.

...где святая Анна девица в теле лежит — ср.: в «Путешествии новгородского архиепископа Антония»: «Далече же оттоле к морю идучи, святая Анна девица в теле аки жива лежит скручена» (2). Стб. 101).

...мимо Яблоновых ворот от Одигитрии... — Яблоновы ворота — ворота в крепостной стене Константинополя, выходящие к берегу Мраморного моря. Одигитрия — здесь церковь Иконы Пресвятой Богородицы Одигитрии (греч. «Путеводительница»), а также одноименные ворота, расположенные на берегу

695

Мраморного моря, при слиянии его с Босфором. В ремизовском рассказе четко обозначено местоположение героя (Петушка), взгляд которого охватывал круговую панораму Константинополя.

С. 103. ...шел он <...> от русских Золотых ворот русским уболом... — В примечании П. Савваитова к «Путешествию архиепископа Антония» (3). Стб. 144), говорится, что Золотые ворота назывались Русскими по находящейся вблизи пристани, имеющей это название. Русским уболом, по его мнению, была дорога, ведшая к центру города. Очевидно, имеется в виду Средняя улица, исходные точки которой — Золотые ворота и собор Святой Софии; она проходила поблизости от Мраморного моря.

Саккос — верхняя одежда епископа.

Омофор — длинная широкая полоса материи с изображением крестов, знак архиерейского сана.

С. 105. На третий день Рождества освятили великую церковь. — Торжественное освещение храма Св. Софии состоялось 26 или 27 декабря 537 г.

Подромие — ипподром, находился рядом с храмом Св. Софии. В Константинополе на ипподроме не только проводились игрища, он служил также местом, где решались самые важные политические и церковные вопросы.

...были убиты тысяча быков ~ тридцать тысяч мер хлеба были розданы народу. — В честь окончания строительства, кроме перечисленного, по полу храма было рассыпано три центнера золота, которое было подобрано народом. Молитвы, торжества и раздача денег продолжались две недели.

Калуфони — см. авторский коммент. С. 183 наст. изд.

Измарагды — изумруды.

Филиппово заговенье — 14 ноября, день св. Апостола Филиппа, начало Рождественского поста, продолжавшегося до 25 декабря.

...в Богородичной церкви Маячной... ~ Копие и трость страстные. — В церкви Богородицы, так называемой Фарской или Маячной, хранился Нерукотворный образ Иисуса Христа, камень гроба Господня, частица креста, найденного в Иерусалиме царицей Еленой, матерью императора Константина, и гвозди, которыми было прибито к кресту тело Иисуса Христа По свидетельству многих средневековых историков, там же хранились губка, из которой был напоен Иисус на кресте, и копье, которым был прободен его бок.

Линдеберг О.А. Комментарии. А.М. Ремизов. Имя и страж // А.М. Ремизов. Собрание сочинений в десяти томах. М.: Русская книга, 2000—2003. Т. 6. С. 694—696.
© Электронная публикация — РВБ, 2012—2019. РВБ