РВБ: А.М. Ремизов. Собрание сочинений в 10 томах. Версия 1.8 от 23 октября 2016 г.

С. 59. Обезьянья Палата возникала в 1908 году... — В конце 1940-х гг., комментируя обстоятельства возникновения Палаты, в нескольких случаях Ремизов начинает отсчет истории игры с 1907 г. В альбоме «Карты Сведенборга», созданном в конце 1940 — начале 1950-х, имеется рисунок с надписью: «Обезьянья Великая к Вольная Палата открыта в 1907 г. в Москве» (ИРЛИ. Ф. 256. Оп. 1. № 54. Л. 12). В известном смысле все авторские свидетельства являются результатом автомифологии писателя, оформившейся несколькими десятками лет позднее, чем реально возник феномен Обезвелволпала.

И я играл с своей маленькой племянницей Ляляшкой (Елена Сергевна Ремизова). — Дочь старшего брата Ремизова (1902—1976); в конце 1910-х работала в театральных студиях, ее обезьяний знак пропал в гражданскую

538

войну (сообщено А. Е. Парнисом). В Обезьяньей Палате Ляляшка имела звание «Первая кавалерша ордена Обезвелволпала».

С. 59. После постановки «Иуды» знаками были награждены Ф. Ф. Коммиссаржевский, Зонов и Сахновский. — Постановка «Трагедии о Иуде принце Искариотском» состоялась 9 февраля 1916 г. в Москве под названием, измененным по цензурным соображениям — «Проклятый принц». Федор Федорович Коммиссаржевский (1882—1954), режиссер, педагог, теоретик театра; брат В. Ф. Коммиссаржсвской. Василий Григорьевич Сахновский (1886—1945), режиссер, театровед, педагог; «первый кавалер Ордена, награжден за лицедейство в “Трагедии о Иуде принце Искариотском”, где изображен обезьяний царь Асыка».

...главным советчиком был обезьяний «кодификатор», проф. уголовного права М. М. Исаев и археолог И. А. Рязановскийкнязья обезьяньи. — Михаил Михайлович Исаев (ок. 1870 — после 1948), юрист, приват-доцент Санкт-Петербургского университета. О Иване Александровиче Рязановском см. коммент. на С. 516 наст. изд. В Обезьяньей палате он был наделен множеством различных прозвищ и титулов: «Иоанн Рязановский — мощи обезьяньи, старец электрический из Костромских деберей, знаменитый дебренский блудоборец Комаровский: тележный и золотоношенский. Археолог и забеглый князь обезьяний (Ремизов А. Россия в письменах. Т. 1 / Предисл. О. Раевской-Хьюз. New York, 1982. С. 161).

С. 60. Гершензон старейший, Шестов ~ и Иванов-Разумник, Лундберг и Балтрушайтис.» — Имеется в виду особый статус («старейший кавалер»), введенный в игровой табель о рангах Обезвелволпала в начале 1920-х гг. Этим званием удостаивались люди, с которыми Ремизова связывали давние дружеские отношения: М. О. Гершензон был награжден «обезьяньим знаком первой степени с лапами и хвостом»; у Л. Шестова было множество званий — «кавалер обезьяньего знака первой степени с сахарной головой»; «старейший кавалер и винодар» и др.; Иванов-Разумник, помимо звания «старейшего кавалера», был назначен «обезьяньим старостой»; Е. Г. Лундберг выделялся званием «старейший кавалер обезьяньего знака, странник Евгений Злодиевский от Варяг»; поэт, один из организаторов издательства «Скорпион», знакомый с Ремизовым с 1902 г., Юргис Казимирович Балтрушайтис (1873—1944) имел статус кавалера «обезьяньего знака первой степени с обезьяньим глазом».

«обезвелволпал есть общество тайное!» — Первый пункт «Конституции» Обезвелволпала, в котором содержится намек и на эротическую тему. Подробнее см.: Обатнина Е. «Эротический символизм» Алексея Ремизова // НЛО. 2000. № 43. С. 199—234.

...вроде как митрофорные лапы? — Архиереи или архимандриты, в полное облачение которых входил специальный головной убор — митра.

фаллофар — участник дионисийских мистерий, главным атрибутом которого являлся кожаный фаллос гиперболических размеров. Розанов получил звание «великого фаллофора Обезвелволпала» за свои увлечения древним культом, а также за многочисленные труды по философии пола. В первой публикации «Розановых писем» (Окно. 1923. № 2) это слово скрывалось за сокращением: «ф.......».

539

С. 60. В конце лета 15 года как-то встретились мы в «Лукоморье». — Петроградское издательство, в котором в конце июля 1915 г. вышел второй короб «Опавших листьев» Розанова. Ср. с его записью, относящейся к этому времени: «Приехал в Петроград ругать “Лукоморье” за долгий выпуск книги...» (Розанов В. В. Мимолетное. М., 1994. С. 266). В 1916 г. «Лукоморье» выпустило в свет книгу Ремизова «Укрепа. Слово о русской земле, о земле тайной, о тайностях земных и судьбе».

Я рассказал ему о семи князьях обезьяньих ~ и о гимне обезьяньем... — Речь идет о шестом и четвертом пунктах «конституции» Обезьяньей Палаты: «Семь князей. Семь старейших кавалеров-вельмож, ключарь, музыкант, канцелярист и сонм кавалеров и из них служки и обезьяньи полпреды»; и «Гимн обезьяний: я тебя не объел, / ты меня не объешь, / я тебя не объем, / ты меня не объел!» (Взвихренная Русь. С. 272—273).

Руманов ~ нельзя ли ему хоть медаль какую? — В Обезвелволпале журналист, заведующий петербургским отделением газеты «Русское слово», Аркадий Вениаминович Руманов (1878—1960) получил статус кавалера обезьяньего знака в начале 1920-х гг., а в конце 1940-х был возведен в «маршалы».

С. 61. хабар — слово тюркскоязычного происхождения, которое в разных диалектах имеет различные значения: нажива, взятка, но в то же время — известие, весть. В обиходе Обезвелволпала использовался весь семантический диапазон этого слова, о чем свидетельствует запись в дневнике М. Пришвина от 30 декабря 1917 г. См.: Пришвин М. М. Дневники. 1914—1917. М., 1991. С. 396—397.

Я был выслан в Пензу... — Знакомство Ремизова с режиссером и актером Всеволодом Эмильевичем Мейерхольдом (1874—1940) состоялось весной 1897 г. в Пензе; в 1903—1904 Ремизов работал заведующим литературной частью в его «Товариществе новой драмы». О молодом Ремизове Мейерхольд писал в 1896 г.: «Его энергия, его идеи одухотворяют меня <...> Какой запас знаний дал он нам. Целую зиму мы провели в интересных чтениях, давших нам столько хороших минут. А взгляды на общество, а смысл жизни, существования, а любовь к тем, которые так искусно выведены дорогим моему сердцу Гауптманом в его гениальном произведении “Ткачи”. Да, он переродил меня» (Волков Н. Мейерхольд. М.; Л., 1929. Т. 1. С. 109—110). Подробнее о высылке Ремизова под негласный надзор полиции в Пензу, его знакомстве и сотрудничестве с Вс. Мейерхольдом и А. П. Зоновым см. «Иверень» (главы «Ход в окошко» и «В лакейской»).

...Мейерхольд затеял «Студию» в Москве. — Проект создания филиала Московского Художественного театра — Театра-студии, под руководством Мейерхольда и при поддержке К. С. Станиславского не был осуществлен. См. также статью Ремизова «Театр-студия», написанную в преддверии открытия в Москве нового театра (Наша жизнь. 1905. 22 сентября).

Готовилась к постановке «Смерть Тентажиля» в моем переводе... — Неопубликованный перевод Ремизова драмы Метерлинка (« La Mort de Tintagiles», 1884) сохранился в рукописи А. П. Зонова (РГАЛИ. Ф. 998. Оп. 1. № 24). Вс. Мейерхольд после двух безуспешных попыток в 1903 и 1905 гг. силами труппы «Товарищество новой драмы» поставил пьесу «Смерть Тентажиля» на сцене тифлисского театра в марте 1906 г. В задуманной Мейерхольдом Театре-студии предполагался повтор спектаклей, апробированных в

540

провинции. См.: А. М. Ремизов и «Товарищество новой драмы» / Сост. и коммент. Н. Панфиловой и О. Фельдман // Театр. 1994., № 2. С. 114—115; Переписка В. Я. Брюсова с А. М. Ремизовым. (1902—1912) / Вступ. статья и коммент. А. В. Лаврова; Публ. С. С. Гречишкина, А. В. Лаврова и И. П. Якир // Литературное наследство. Т. 98. Валерий Брюсов и его корреспонденты. Кн. 2. М., 1994. С. 137—167.

С. 61. Хочется мне все-таки взглянуть на 7-вершкового. — В альбоме «розанов» письмо № 9. Авт. коммент.: «“Владеющий и достигший отпущенного человеку”— Аркадий Павлович Зонов. Свидание состоялось, был виновник полунощного свидания. Мы остались втроем: я, В. В. Розанов и А. П. Зонов. В. В. раскладывал всякие меры по столу и т. д. А жили мы на 5 Рождественской, 38, кв. 2. В крохотной столовой все это происходило в I этаже — во двор». Вершок = 4,45 см.

Обатнина Е.Р. Комментарии. А.М. Ремизов. Кукха. Обезвелволпал // А.М. Ремизов. Собрание сочинений в десяти томах. М.: Русская книга, 2000—2003. Т. 7. С. 538—541.
© Электронная публикация — РВБ, 2012—2019. РВБ