РВБ: А.М. Ремизов. Собрание сочинений в 10 томах. Версия 1.8 от 23 октября 2016 г.

Обезьяны

Впервые опубликовано: РМ — БД.

Другие публикации: Р-1910 — БД; Сирин 3 — БД; Ухват. 1926. 15 мая. № 3, под назв. «Асыка царь обезьяний» (вариант); Взвихренная Русь (вариант), под назв. «Асыка».

С. 410. ...прокричал гордому всаднику ненавистной мне смерти трижды петухом. — Центральный образ сна ассоциируется автором с легендарным царем обезьян Асыкой (Абраксасом), что позже отразилось и в его измененном названии. Рисуя Асыку (Абраксаса), Ремизов обычно изображал существо, у которого «на голове корона, как петушиный гребень, ноги — змеи, в одной руке венок, в другой — треххвостка (плеть)». Сам по себе петух (проводник солнца; земной образ этого небесного огня) символизирует воскресение из мертвых и вечное возрождение жизни. Петух причастен как к царству жизни и огня, так и к царству смерти и тьмы. Кроме того, петух символизирует необыкновенную сексуальную потенцию и плодородие. Гностики отождествляли символическое изображение петуха на колонне с петушиной головой Абраксаса. С другой стороны, соединение в одном образе петуха и змеи вызывает ассоциации с василиском (от греч. βασιλευζ, или царь) — мифическим зооморфным существом с головой петуха и хвостом змеи, обладающим сверхъестественной способностью убивать взглядом или дыханием. Спастись от василиска можно, лишь показав ему зеркало: убийственным для него было его же собственное отражение. Примечательно, что этот носитель смерти погибал также от взгляда или крика петуха. Для Ремизова образ обезьяньего царя воплощает, в первую очередь, символическую совокупность мировых начал — Добра и Зла, Бога и Дьявола, в которых зеркально взаимоотражаются жизнь и смерть.

Обатнина Е.Р. Комментарии. А.М. Ремизов. Мартын Задека. Обезьяны // А.М. Ремизов. Собрание сочинений в десяти томах. М.: Русская книга, 2000—2003. Т. 7. С. 601.
© Электронная публикация — РВБ, 2012—2019. РВБ