РВБ: А.М. Ремизов. Собрание сочинений в 10 томах. Версия 1.8 от 23 октября 2016 г.

С. 235. Русалия — жанром «Русальные действа» Ремизов называл свои драматические произведения (Шиповник 8). См. определение Ремизова: «Что такое русалия и откуда пошла она? Русалиями в нашу седую старину, языческую, назывались религиозные обряды, приуроченные к срокам посолонным. <...> С водворением же на Руси христианства <...> обряд русальный превратился в мирское игрище-гульбище в первую голову. И стала русалия плясовым музыкальным действом, а разыгрывалась она “людьми веселыми” — скоморохами» (Крашеные рыла́. С. 114—115). Также см. коммент. к кн. «Подстриженными глазами» (т. 8 наст. изд. С. 547).

С. 237. Кикимора — персонаж русской народной мифологии. Предстает в облике женщины, жены домового, по происхождению про́клятой родителями, родившейся от женщины и змея, или в облике девушки, которая на этом свете умерла в младенчестве некрещеной.

Алазион — имя главного персонажа древнерусской повести «О бесовском князе Лазионе» (ПСРЛ 1. С. 207—208). См. также ремизовский апокриф «Едина ночь» (1913) Т. 6 наст. изд. С. 65—72. В игровом пространстве Ремизова периода 1910-х гг. это имя носил М. И. Терещенко.

Алазион, по словам Нифонта... — В своем толковании театральной природы русалии и ее бесовского водителя Ремизов опирается на анализ А. Н. Веселовским древнерусского памятника «Вопросы Кирика, Саввы и Илии с ответами Нифонта, епископа Новгородского и других иератических лиц» (XII в.), написанного архиепископом новгородским Нифонтом (ум. 1156), в труде: Веселовский А. Н. Разыскания в области русского духовного стиха. Разделы I—XXIV. (СПб., 1880—1891). Ученый рассматривал древнерусский текст в контексте развития театральных действ на Руси (см.: Веселовский. Разыскания. Разд. XIV. С. 279—286).

...«нахмурит ~ Бог знает куда» — Цитата из повести Н. В. Гоголя «Вечер накануне Ивана Купалы» (1830) (Гоголь Н. В. Собр. Худож. произв. В 5 т. Т. 1. М., 1960. С. 61).

«Отец Афанасий ~ рода» — Неточная цитата из повести «Вечер накануне Ивана Купалы» (Там же. С. 61—62).

486

С. 237. Он — в старообрядческой традиции иносказательное наименование врага рода человеческого — антихриста.

С. 238. «Алалей и Лейла» — запланированный к созданию балет, в котором должны были быть музыка А. К. Лялова, либретто А. М. Ремизова, хореография М. М. Фокина. В реальности было создано либретто (впервые опубл.: Ремизов А. Русалия. Берлин, 1922) и музыкальные произведения Л. К. Лядова, тематически связанные с образами будущего балета «“Кикимора”. Народное сказание для оркестра» (Соч. 1909, изд., 1910) и «“Волшебное озеро”. Сказочная картинка для оркестра» (Изд. 1909). Для композитора, страдавшего тяжелым сердечным заболеванием, «основная творческая работа последних лет связана была с балетом “Алалей и Лейла” и “метерлинковской” сюитой, а также с новым симфоническим замыслом на сюжет “Купальской ночи” А. Ремизова» (Михайлова М. А. К. Лядов. Очерк жизни и творчества. 2-е изд., Л., 1985. С. 119). См. также: Мейерхольд В. Э. Заметка о предполагаемой постановке на сцене императорских театров балета (“русалии”) “Лейла” (либретто А. М. Ремизова, музыка А. К. Лядова) <1910?>. «А. М. Ремизов написал либретто для балета, названного им “Лейла”. Либретто “русалии”, нового типа балета, А. М. Ремизов писал, пользуясь указаниями, касающимися сценария, со стороны А. Я. Головина и В. Э. Мейерхольда. Музыку пишет А. К. Лядов. Либретто уже читалось Директору Императорских театров. Осенью А. К. Лядов обещает представить музыку в законченном виде. “Лейлу” будет ставить М. М. Фокин» (РГАЛИ. Ф. 998. Оп. 1. Ед. хр. 420. Л. 1). В архиве Мейерхольда сохранилась написанная им и дотированная октябрем 1910 г. «“Лейла”. Схема либретто балета А. К. Лядова на сюжет А. М. Ремизова» (РГАЛИ. Ф. 998. Оп. 1. Ед. хр. 757). Опубл. Мейерхольд и другие. М., 2000. С. 139—154.

Куринас — персонаж из сказочного цикла Ремизова «Посолонь».

...музыкант идет под руку с Алазионом ~ Коловертыш — В тексте дана система ремизовских прозвищ участников планировавшегося спектакля: Терещенко — “Алазион”, Лядов — “Кикимора”, Ремизов — “Куринас”, Мейерхольд — “Гад”, Головин — “Дад”, Фокин — “Коловертыш”. Семантика прозвищ построена на соединении символики и описаний внешнего вида мифологических существ и чудищ из «Посолони» с символическим осмыслением внешности, рода деятельности реальных людей, а также их взаимоотношений с Ремизовым. Эти прозвища неоднократно использовались для обозначения данных лиц в текстах и личной переписке Ремизова. См. также в кн. Кодрянской: «У Ремизова был особый дар — давать на редкость меткие прозвища. Даже все его “шкурки”, кофты, душегрейки имели каждая свое прозвище» (Кодрянская. С. 102). В Мариинском театре В. Э. Мейерхольд поставил в декорациях А. Я. Головина и в соавторстве с М. М. Фокиным оперу Глюка «Орфей и Эвридика» (1911) и балет «Арагонская хота» на музыку Глинки (1916).

Буроба — персонаж «Посолони».

...наши тайные собрания на Дворцовой набережной у Терещенки и на Подьяческой у Головина не скрылись от любопытных глаз... — Адрес М. Терешенко Английская наб., д. 34. О встречах Ремизова, Блока и Терещенко по поводу балетных либретто см. письма Блока и Ремизова 1912 г. (ЛН. Т. 92. Кн. 2 С. 102—103). См. также письмо А. Я. Головина Ремизову от

487

4 апреля 1911 г.: «Мейерхольд говорил с Лядовым и он в восторге, что есть сюжет. Лядов свободен только от 1 до 4-х в среду и я предлагаю завтракать у меня в 1 дня, но Вам, кажется, можно кушать только в 3, то к этому времени Вам подадут обед и мы покойно побеседуем» (РНБ. Ф. 634. Оп. 1. Ед. хр. 91. Л. 1 об. — 2).

С. 239. ...Блок был привлечен в свиту Алазиона... — Речь идет о работе Блока над либретто балета, которое затем трансформировалось в драму «Роза и крест» (1913).

Марун — персонаж «Посолони».

«На черном бархате ~ под скрипку, вспыхнув, спускаются две серебряные звезды, Алалей и Лейла» — Цитата из либретто «Алалей и Лейла».

Мастерская А. Я. Головина ~ завалена чудищами... — См. поздние воспоминания Ремизова: «“Игрушки появились у меня с “Посолони”. Московский психиатр доктор Певзнер затеял “Посолонью” вернуть душевный покой у одной здравомыслящей, впавшей в “изумление ума” на нее нападала тоска, перед ней копошились и мучили ее чудища. По предписанию доктора она должна была сделать куклы упоминаемых в Посолони сверхъестественных существ. За несколько месяцев увлекательной работы образы Посолони обернулись в чудища-куклы. С игрушек была сделана копия, и со стены перед моим столом глянул — весь мир “Посолони”. Я спросил психиатра о причине болезни. Доктор ответил — на эротической почве. И я подумал: в моей Посолони заключены семена жизни” / Когда затеяли балет для Мариинского театра на ремизовский посолонный сценарий “Алалей и Лейла”, Ремизов отдал игрушки художнику А. Я. Головину для вдохновения» (Кодрянская. С. 119—120). О периоде нахождения игрушек у Ремизова см. его шуточное письмо В. А. Пясту от 20 мая 1906 г.: «Игрушки мои поехали на дачу. Разложил их по коробкам, моли боюсь, травки сушеной положил к ним, пускай себе на воле поживут, а осенью раскрою коробки и их выпущу по столу походить» (РГАЛИ. Ф. 405. Оп. 1. Ед. хр. 16. Л. 2).

...в царский день... — день коронования, а также именин царя и царицы, объяалявшийся праздничным.

Доремидоша, Крикса-Варакса, Ховала, Коща, Бурова, Чучела-чумичела — персонажи сказок кн. «Посолонь».

...стояли ~ в Ново-Девичьем монастыре — за гробом... — А. К. Лядов был похоронен в Санкт-Петербурге на кладбище при Воскресенском Новодевичьем женском монастыре (Забалканский <ныне Московский> пр., 100), где похоронены многие деятели культуры, в частности, Н. А. Некрасов. В 1937 г. его прах перенесен в «Некрополь мастеров искусств» при Александро-Невской лавре. М. Е. Салтыков-Щедрин и А. И. Тургенев похоронены в сев.-вост. части Волковского православного кладбища (Расстанная ул., 30), в некрополе, называемом «Литераторские мостки».

С. 240. ...читала за обедней Апостол... — Апостол — богослужебная книга, содержащая в себе Деяния Апостолов и их Послания.

Грачева А.М. Комментарии: Ремизов. Том 10. Петербургский буерак. // А.М. Ремизов. Собрание сочинений в десяти томах. М.: Русская книга, 2000—2003. Т. 10. С. 486—488.
Воспроизводится по изданию: А. М. Ремизов. Собрание сочинений. [Том 10.] Петербургский буерак. М.: Русская книга, 2003.
© Электронная публикация — РВБ, 2012—2019.
РВБ