РВБ: А.М. Ремизов. Собрание сочинений в 10 томах. Версия 1.8 от 23 октября 2016 г.

С. 241. «Бесприданница» (1879) — пьеса А. Н. Островского. Роль главной героини — Ларисы Огудаловой была одной из коронных в репертуаре В. Ф. Коммиссаржсвской.

«Балаганчик» (1906) — драма А. А. Блока.

488

С. 241. Я читал Коммиссаржевской «Иуду». В пьесе есть роль «Ункрада»... — Речь идет о пьесе Ремизова «Трагедия о Иуде принце Искариотском» (1908). См. авторское изложение ее творческой истории: «принята была к постановке театром В. Ф. Коммиссаржевской († 10.11.1910 г.). Эскизы декораций написаны академиком Н. К. Рерихом. <...> Трагедия о Иуде под названием “Проклятый принц” — имя Иуды, как имя Пилата, попало в разряд нецензурных! — поставлена была 14 окт 1916 г. в Москве в Студии Ф. Ф. Коммиссаржевского Ф. Ф. Коммиссаржсвским и А. П. Зоновым. Прошла пьеса 16 раз в Москве и один раз в Харькове» (Ремизов А. Трагедия о Иуде принце Искариотском. Пб., 1919. С. 57). Главная женская роль в трагедии — Ункрады, племянницы царя Искариотского.

Плач Адама на проклятой Богом земле... — Имеется в виду памятник древнерусской переводной литературы, пришедший на Русь в XIV в. — «Плач Адама о рае» — часть ветхозаветного апокрифического цикла «Слово о Адаме от начала и до конца и како изгнан бысть из рая».

Мейерхольд заворачивал голову наукой — «Наука» довела до слез, тут и произошел разрыв с Мейерхольдам... — В сезон 1906/07 г. Мейерхольд был режиссером Театра Коммиссаржсвской, в котором развивал практику условного театра. Его конфликт с актрисой произошел на почве неприятия ею основополагающего принципа символистского театра — подчинения актера доминирующей воле режиссера. После премьеры спектакля по пьесе Ф. Сологуба «Победа смерти», 8 ноября 1907 г. Коммиссаржсвская написала Мейерхольду письмо, в котором сообщала о разрыве с ним в связи с разными воззрениями на природу театра и которое было зачитано труппе (см.: Рыбакова Ю. Комиссаржевская. Л., 1971. С. 167—168).

С. 241—242. Перед погибельным Самаркандом... — В конце 1909 г. Коммиссаржевская с труппой отправилась на гастроли в южные города России, Кавказ и Среднюю Азию. В Самарканде она заразилась оспой и умерла в Ташкенте 10 февраля 1910 г.

С. 242. ...о создании Театральной школы... — В 1909 г. Коммиссаржевская задумала создать Театральную школу. См. воспоминания Андрея Белого: «...опыт свой и все силы стремлений решила она посвятить воспитанию нового человека — актера; перед ней носилась картина огромного учреждения, чуть ли не детского сада, переходящего в школу и даже в театральный университет» (РГБ. Ф. 375. Карт. 5. Ед. хр. 33).

«Горькая судьбина» (1859) — драма А. Ф. Писемского.

«Макбет» (1606) — трагедия В. Шекспира.

«Мария Стюарт» (1801) — трагедия Ф. Шиллера.

...на похоронах отца... — Об М. А. Ремизове см. коммент. к кн. «Подстриженными глазами» (Т. 8 наст. изд. С. 559).

...входил — Блок медленно и трепетно лунным лучом... — «Лунный» — постоянный символический эпитет, сопровождающий изображение Блока в текстах Ремизова. В художественном мировосприятии писателя символика образа Блока как поэта «Прекрасной Дамы» восходит к образности кн. В. В. Розанова «Люди лунного света». В ней Розанов раскрыл понимание древних об Астарте как «о божестве лунных свойств, о божестве лунного характера, пот этого не рождающего и светящего, грустного, манящего, нежного, влюбляющего в себя и как бы ласкающего влюбленных <...> до сближения.

489

<...> Луна — вечное “обещание”, греза, <...>: что-то совершенно противоположное действительному и — очень спиритуалистическое» (Розанов В. В. Люди лунного света // Розанов В. В. Уединенное. В 2 т. Т. 2. М., 1990. С. 14—15). Ср. также название главы о Блоке в книге воспоминаний З. Н. Гиппиус — «Мой лунный друг. О Блоке» (1922). Вырезка публикации воспоминаний Гиппиус сохранилась в архиве Ремизова (ЦРК АК).

С. 242. ...красная лента на память (хранится в Пушкинском доме). — Не сохранилась.

«Строитель Сольнес» (1892) — драма Г. Ибсена.

«Зимы там долги и темны — белый снег...» — Цитата из монолога Ункрады («Трагедия об Иуде принце Искариотском». Действ. 1. Сцена 3).

Баю-бай, медведевы детки... — Цитата из ремизовской «Медвежьей колыбельной песни» («Посолонь»).

С. 244. «Радуйся благодатная». — Приветствие Архангела Гавриила Деве Марии (Благовещение) (Лк. 1; 28).

Грачева А.М. Комментарии: Ремизов. Том 10. Петербургский буерак. // А.М. Ремизов. Собрание сочинений в десяти томах. М.: Русская книга, 2000—2003. Т. 10. С. 488—490.
Воспроизводится по изданию: А. М. Ремизов. Собрание сочинений. [Том 10.] Петербургский буерак. М.: Русская книга, 2003.
© Электронная публикация — РВБ, 2012—2019.
РВБ