48. Д. Е. САЛТЫКОВУ

29 июля 1851. Вятка

Вятка. 29 июля.

Извини меня, любезный друг и брат, что я долго не отвечал на письмо твое. Благодарю тебя за участие, которое ты постоянно принимал и принимаешь в судьбе моей; будь уверен, что, во всяком случае, чувства мои не остаются безответными в этом отношении. В одном из прошлых моих писем я подробно изложил тебе все поводы, которые заставляют меня желать перехода на службу в Оренбург; я и теперь скажу, что мысли мои на этот счет те же, хотя ты и представляешь мне невыгодные стороны этого перехода. Я столько лет уже жду облегчения своей участи и все безуспешно, что весьма естественно с моей стороны думать, что и на будущее время успех не будет больший. Я знаю, что перед глазами государя протекция ничего не значит, но, во всяком случае, весьма натурально, что рекомендация и ручательство человека, лично известного государю, может и должна иметь успех более верный,

95

нежели рекомендация начальника вовсе неизвестного. Впрочем, это дело еще далеко не решенное, ибо я получил от Натальи Николаевны письмо, в котором она пишет, что Перовский не решается представить обо мне прежде, нежели брат его вновь не вступит в управление министерством внутренних дел 1. Таким образом, дело это нисколько не может помешать ходу представления обо мне бывшего губернатора, потому что представление это так или иначе все-таки должно решиться ранее. Само собою разумеется, что в случае получения всемилостивейшего прощения, мне останется полная свобода искать службы там, где я найду более для себя выгодным. Но если бы государю не угодно было простить меня, то я бы просил тебя, любезный друг и брат, не только не препятствовать моему переходу в Оренбург, как очевидно для меня полезному, но и склонить к тому маменьку, которая, как женщина, разумеется, смотрит на это недоверчиво. Из письма твоего я, однако ж, не вижу, почему именно остановлено представление Середы обо мне? Отложено ли оно на неопределенное время или же только до известного срока? Недомолвка эта крайне беспокоит меня, ибо я всю надежду имею на 22 августа 2.

Что до моего домашнего быта, то он в прежнем состоянии; только вместо того, чтобы привыкнуть к Вятке, я все более и более скучаю, так что иногда состояние мое делается для меня в полном смысле невыносимым. Ради этого одного я готов бы был перейти во всякий другой город. Ты напрасно меня обнадеживаешь на счет нового начальства; я так себя держу и так служу, что не имею ни малейшего повода чего-либо опасаться с этой стороны. Но, во всяком случае, перемена начальства меня не может не огорчать, потому что в прежнем моем начальнике я видел не только справедливого начальника, но и друга, глядевшего на меня почти как на члена своего семейства. Писал бы я к тебе и подробнее об этом предмете, но, как я вижу, ты себе заранее создал предубеждение против моего перехода в Оренбург, и поэтому я опасаюсь, что доводы мои в пользу этого нимало не убедят тебя. Скажу тебе одно, что я ничего бы так не желал, как видеть тебя и переговорить с тобою лично обо всем.

Прошу тебя передать мой братский поцелуй сестрице Адели и детям и засвидетельствовать мое почтение Каролине Петровне и Алине Яковлевне.

Прощай, любезный друг и брат, не забывай искренно тебе преданного

М. Салтыкова.

96

М.Е. Салтыков-Щедрин. Письма. 48. Д. Е. Салтыкову. 29 июля 1851. Вятка // Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений в 20 томах. М.: Художественная литература, 1975. Т. 18. Кн. 1. С. 95—96.
© Электронная публикация — РВБ, 2008—2024. Версия 2.0 от 30 марта 2017 г.