1 июня 1872. Петербург
Многоуважаемый Александр Николаевич.
Бесконечно виноват перед Вами, виноват без извинений. В последнее время меня мучит безграничная лень и какое-то непреодолимое отвращение к труду. С великим усилием что-нибудь напишешь. Вот почему, помня о Вас беспрестанно, не писал к Вам, впрочем передавая что нужно Анне Николаевне 1.
Статьи Ваши все до единой драгоценны. Я даже не ждал, чтобы Вы могли до такой степени овладеть формой, как это удалось Вам в письмах из деревни. Поэтому каждая Ваша строка будет принята «Отеч<ественными> за<писками>» с величайшею благодарностью. Лето, конечно, дает Вам обильный материал, и Вы хорошо бы сделали, если б нашли досуг и для литературного дела. Вопрос о «больном месте» действительно должен произвести большой переполох 2, и редакция будет ожидать Вашей статьи с нетерпением. Но желательно было бы, чтоб Вы не оставляли и писем из деревни. Давно я не читал ничего с таким наслаждением. Хорошо было бы, если б Вы, начиная с сентября, ежемесячно присылали от 1½ до 2 листов печатных.
Я уезжаю 3-го числа в подмосковную деревню 3 и вернусь в Петербург к 15 августа. Приятно было бы встретить Вашу статью. Ужасно досадно, что Вы не дали ходу разрешению быть в Москве: может быть, и увиделись бы 4. Анна Николаевна обещалась побывать у нас.
Истинно Вам говорю, я редко с кем хотел бы так видеться, как с Вами. Я несколько раз порывался к Вам, но обстоятельства мешали. Обстоятельства эти — деньги. Поверите ли, что я должен каждую копейку рассчитывать, чтобы сколько-нибудь прилично сводить концы с концами. А теперь, кстати, у меня родился сын. Я уже приближаюсь к 50-ти, и старческое чувство заставляет меня радоваться этому рождению, но мысль, что я должен прожить до 66 лет, чтоб увидеть этого
молодого человека на ногах, просто сражает меня. Так расстроить свои дела, как это сделал я, — просто ни на что не похоже.
Если бы Вам вздумалось написать мне в деревню, то вот мой адрес: Москва, 3-я Мещанская, дом Аббакумовой. Александре Александровне Кардановской, для передачи М. Е. Салтыкову.
До свидания; дружески жму Вашу руку и вновь повторяю: статьи Ваши истинное наслаждение.
Ваш
М. Салтыков.
1 июня.
Курсы подготовки к ЕГЭ под ключ |