24 января 1873. Петербург
Многоуважаемый Алексей Федорович.
Очень жаль Платона, но, судя по тому, как работала при нем нынешний год мельница, все равно, что он, что другой засыпка. Однако если б он возвратился, то я очень рад был бы принять его вновь. Удивительное дело! Прошлый год был порядочный урожай, а помолу все нет. Где же мелют? А поправки между тем беспрестанно. Кстати о поправках: весной, когда спадет вода, пригласите маслобойщика и устройте как следует маслобойню. Если у Вас денег не будет, то напишите; я открою Вам кредит у И. Г. Соловьева в книжном магазине, в котором у меня теперь продажа книг моих рублей на 400.
На условия с Корочкиным я согласен. Заключите, пожалуйста, но справьтесь, не нужно ли у нотариуса засвидетельствовать? Неужели и у него помолу нет. Где же мелют?
Сколько осталось за крестьянами? И когда им последний срок?
У нас 9-го января в 9 часов утра родилась дочь, Елизавета. И дочь и жена здоровы. Жена вчера в первый раз встала. Костя тоже здоров.
Жена очень беспокоится об долге, который сделан у Марьи Ивановны. Пожалуйста, отдайте этот долг из первых денег, которые у вас будут (я думаю, Вам Кузнец 140 р. отдал), а ежели впоследствии у Вас не достанет на расходы, то повторяю: деньги всегда можно взять у Соловьева.
Кузнец и его кабак остались на год. Нельзя ли, во всяком случае, устроить так, чтоб крестьяне дали приговор, чтоб с 1874 года ни у меня, ни у них кабака не было? Пожалуйста, постарайтесь устроить это.
Напишите, пожалуйста, сколько истрачено за Ивана Дмитриева на подати и за паспорт. Я с него взыщу. Отелилась ли корова. Ежели молочна и порядочная, то нужно сохранить; ежели бычок, то нужно отпоить и продать в Москву. А впрочем, вам ближе видно.
Останется ли у нас сено? Я предполагал, что для нас достаточно будет того, которое убрано в большом сарае. Если это так, то не найдете ли полезным продать в феврале то сено, которое в малом сарае около конюшен.
Так как король Пестовский должен нам 15 р. за порубку и денег не платит, то пусть он хоть отработает эти деньги весной в саду. Заставьте его заняться огородом, ягодами и, главное, вишневым сараем. Пусть лишние деревья пересадит и окронит, чтоб не так густо было.
Анну Бодрову нам до лета не нужно будет. У нас две кормилицы, и без того места нет.
Прошу Вас засвидетельствовать наше почтение Марье Ивановне и всем Вашим.
Искренно преданный Вам
М. Салтыков.
24 января.