374. О. М. САЛТЫКОВОЙ

22 апреля 1873. Петербург

22 апреля.

Любезная маменька.

Спешу ответить на полученное мною сейчас письмо Ваше. На первое письмо Ваше я уже ответил 7-го апреля, поздравляя Вас с праздником и благодаря за сделанное Вами снисхождение по долговому моему расчету с Вами. Что касается до настоящего Вашего письма и выраженного Дмитрием Евгр<афовичем> желания, чтобы я приехал к нему, то я нахожу, что самое лучшее и даже единственное средство не ссориться с ним — это совсем его не видеть. Он имеет какие-то совершенно преувеличенные понятия насчет заозерского наследства, и говорить с ним об этом предмете значит только расстраивать себе нервы. Видеться с ним значит подливать в огонь масла, потому что этот человек не может говорить резонно, а руководится только одною наклонностью к кляузам. Всякое дело, которое можно было бы в двух словах разрешить, он как бы нарочно старается расплодить до бесконечности. Я положительно слишком болезнен, чтоб выносить это. Не один я — все знают, что связываться с ним несносно, и все

143

избегают его. При этом он прямо не признает, что половина имения принадлежит мне, а мне уступить этого не приходится. Но положим, что в этом отношении может быть решителем только суд, но диковина заключается в том, что он даже половину доходов за мной не хочет признавать, тогда как на этот счет слова раздельного акта совершенно понятны 1. Следовательно, говорить нам об этом значит возобновлять те спасские сцены, которые именно из этого источника и произошли. Пускай он просит раздела, пусть подает в суд об указании ему его части — вот все, что теперь остается делать. А не то есть другой способ: поручить переговоры третьему лицу. Я до сих пор управляю имением на том основании, на каком оно было при покойном Сереже: то есть уплачиваю в Опекунский совет и Вам. Излишка дохода не было, потому что долг Опек<унскому> совету был запущен, и дай бог, чтоб к августу я успел привести в порядок долг за 1872 г. и чтобы к февралю будущего года долг окончательно был в порядке. Чистый доход поэтому начнется только в будущем году.

Но пусть Дм<итрий> Евгр<афович> не желает ехать ко мне — почему же не едет Лидия? Ведь она первая начала, тайком от меня, действовать в Опеке насчет леса — неужели же я виноват, что обжаловал действия Опеки? Ежели бы я не обжаловал эти действия, что́ сказал бы тот самый Дм<итрий> Евгр<афович>, который теперь пишет для нее просьбы на меня? А сноситься с Лид<ией> Мих<айловной> я не мог, потому что для жалобы на Опеку полагается срок, пропустить который мне не приходилось. И я положительно уверен, что удерживает Лидию от свидания со мною не кто другой, как тот же Дмитрий Евгр<афович>, у которого одна система: делать мелкие пакости.

Ужели, наконец, не противно это лицемерие, эта вечная маска, надевши которую этот человек одною рукою богу молится, а другою делает всякие кляузы? 2

Я думаю около 10-го мая быть в Заозерье. Я собрался так рано, потому что леТомне надобно будет съездить в Нижнегородскую губернию к родным Лизы 3. Побывавши в Заозерье, я ворочусь в Петербург, где и пробуду до 15 июня. По приезде в Заозерье, я собирался побывать у Вас, но из письма Вашего сомневаюсь, будете ли Вы дома. Во всяком случае, напишите к Максиму Андрееву, можно ли будет мне приехать, а ежели от Вас не будет известия, то я из Заозерья пришлю нарочного узнать, дома ли Вы. Очень желаю Вас видеть, а равно желал бы видеться и с Ильею. Вместе бы поехать можно.

Жалею, что Вы не получили моего письма от 7-го апреля до сих пор. Там были некоторые сомнения насчет векселя

144

в 8 т. р., данного Сережей Клавдии Никол<аевне>, насчет которых я желал бы знать Ваше мнение.

Лиза большая, Костя и Лиза малая целуют Ваши ручки Теперь у меня дети, слава богу, здоровы. Костя, который очень было захворал после отнятия от груди, теперь молодец.

До свидания, милая маменька, целую Ваши ручки и остаюсь любящий сын Ваш

М. Салтыков.

На конверте: Ее высокородию Ольге Михайловне Салтыковой. Тверской губернии в город Калязин.

Почтовые штемпеля: С.-Петербург. 23 апреля 1873, Калязин, 26 апреля 1873.


М.Е. Салтыков-Щедрин. Письма. 374. О. М. Салтыковой. 22 апреля 1873. Петербург // Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений в 20 томах. М.: Художественная литература, 1976. Т. 18. Кн. 2. С. 143—145.
© Электронная публикация — РВБ, 2008—2024. Версия 2.0 от 30 марта 2017 г.