1 мая 1873. Петербург
С. П.бург. 1 мая.
Посылаю Вам, многоуважаемый Александр Николаевич, письмо некоего Вятчанина, адресованное на имя редакции «Отеч<ественных> зап<исок>» для передачи Вам 1. Вы сами рассудите, надлежит ли ответить на это письмо, при котором, между прочим, приложена почтовая марка для ответа.
Я с величайшим нетерпением ожидал Вашего «Письма из деревни», которое Анна Николаевна давно уже возвестила мне, но такового нет и до сих пор, из чего я заключаю, что Вы увлеклись хозяйством и Вам не до письма. Письмо это было бы, однако ж, для нас большою находкою, как и все вообще Ваши статьи, к которым мы питаем глубокое уважение. Но майская книжка на днях выходит, а в июне и июле печатать Вас невыгодно, потому что публика в эти месяцы мало читает. Всего лучше печатать с сентябрьской книжки: быть может, Вы и еще что-нибудь приготовите к тому времени. Но надобно, чтобы Вы прислали статью не позднее 20 августа, ибо в этих числах месяца обыкновенно набор следующей книжки уже в полном ходу. Пожалуйста, что-нибудь пришлите. А ежели Вам нужно денег вперед, то напишите, куда и когда выслать: я полагаю, что редакция охотно вышлет до 400 рублей.
Я уезжаю из Петербурга 3 или 4 июня, а возвращусь к 20 августа непременно, и остаюсь на прежней квартире, несмотря на прибавление семьи. Лето проведу в Витеневе под Москвой, и ежели Вам вздумается писать мне, то адрес будет следующий: В Москву, в 3 Мещанской, дом Аббакумовой, г-же Александре Александровне Кардановской, для передачи М. Е. Салтыкову.
Ежели Вы будете продолжать Ваши «Письма», то хорошо бы их покончить в нынешнем году — по крайней мере, 1-ю серию. А равно таким же образом поступить и с 1-й серией «Сельскохозяйственных вопросов». Тогда можно было бы к Рождеству выпустить отдельное издание 2.
За издание я берусь, с тем что все барыши, какие будут, по очищению расходов на бумагу и типографию, будут принадлежать Вам. Цену назначим по расчету 10 коп. за лист (или немного менее). Нравится ли Вам формат, бумага и печать моего «Дневника»? Я убежден, что издание Ваше пойдет и что Вы получите порядочный барыш. Я так делал с моими изданиями: продавал сотнями книгопродавцам за наличные деньги и отчасти на векселя, с уступкой 30 процентов (наличных денег брал столько, чтоб покрыть расход), и таким родом продал до 1000 экз., а остальные (около 1500) продал разом с уступкой по 40 проц. на векселя от 4 до 8 месяцев. Таким образом, я все расходы уже возвратил, а к октябрю окончу и все счеты. Получил я барыша от обеих книг (44 листа) до 4 т. р., из которых, однако ж, более 2500 р. отсрочены до октября. Таким же образом можно поступить и с вашими книгами, с надеждой на успех.
Вы хотели посылать в «Голос» коротенькие заметки по сельскохозяйственной части 3. Не лучше ли присылать их ко мне, а я уже буду отдавать их в «Отеч<ественные> записки» или в «Голос». Заметка в 4 страницы, например, легко может быть помещена в «Отеч<ественных> зап<исках>». А Вам выгоднее, ибо гонорарий в журнале лучше, нежели в газете. Я рассчитываю, что даже 15 коп. за строчку в газете (я сомневаюсь, чтоб была плата выше 10 к.) менее, нежели 100 р. за лист в «Отеч<ественных> зап<исках>». А впрочем, на досуге, рассчитайте сами.
Если нужны деньги, то пишите скорее, ибо я 3-го июня еду из Петербурга 4.
Искренно Вас уважающий.
М. Салтыков.