460. Н. А. БЕЛОГОЛОВОМУ

27 января / 8 февраля 1876. Ницца

Ницца. 8 февраля.

Считаю нелишним сообщить Вам, многоуважаемый Николай Андреевич, о своих похождениях с салициликовой кислотой. Еще прежде, нежели я получил телеграмму Унковского, возвещавшую о конце ревматизмов 1, Реберг уже, с свойственною таланту скромностью, предлагал мне испытать на себе это средство, о котором он вычитал из того же источника, как и Боткин. На предложение это я согласился, хотя вообще в благоустроенных обществах принято новые средства испытывать на солдатах, а не на благородных людях. Но скромность истинного таланта имеет то свойство, что в области неизвестного он теряется и путается. Так было и с нами относительно количества и веса приемов. Первый раз я принял 4 приема по ½ грамма каждый — и никакого действия не получилось. Потом Реберг усилил дозу, прописал 10 порошков по ½ грамма каждый и приказал принять в течение двух суток. После 10-го приема получился следующий результат: ревматизм тот же и большой понос. Наконец, получив из Петербурга несколько настоятельных писем, с описанием чудес, я просил Реберга, чтоб он взаправду испробовал на мне действие салициликовой кислоты. Вследствие этого, третьего дня я принял в течение 7 часов 7 приемов по грамму каждый. После 5-го приема у меня появился в ушах звон и довольно обильный пот, в особенности в голове под волосами; после 7-го приема я оглох совсем и прекратил дальнейшие приемы. Целые сутки я был глух, но вчера к вечеру слух уже начал восстанавливаться, а теперь и совсем восстановился. Что касается до ревматизма, то хотя он и не оставил меня вполне, но мне значительно легче. Думаю и еще раз попробовать, когда погода будет лучше. А то, представьте себе, здесь с 4-го числа такая стужа, что по ночам вода в бассейнах мерзнет. Забыл сказать: вчера целый день понос.

Впрочем, по почерку моему Вы можете судить, что руки мои еще в очень плохом положении. Это-то мне и досадно. Вот уже пять месяцев, как я ничего не пишу, кроме коротких писем, а между тем теперь подписка идет и самое настоящее время писать. Ну, да невозможного и требовать нельзя. Все

254

в концах пальцев припухлости, да и в сочлении пальцев с рукою видимая на глаз опухоль. Рука устает очень скоро.

Пью, по совету Вашему, молоко. Теперь уже в ходу 1 литр или 4 стакана в день. Наружный мой вид хорош, так что, по лицу судя, меня находят совсем здоровым.

Реберг говорит, что, принимая кислоту салицил<иковую>, можно не стеснять себя в пище. Так ли это?

Прощайте, будьте здоровы и передайте наш искренне-дружеский поклон многоуважаемой Софье Петровне.

Искренно преданный Вам
М. Салтыков.

От главного протоиерея «Отеч<ественных> записок» Елисеева никаких известий не имею.


М.Е. Салтыков-Щедрин. Письма. 460. Н. А. Белоголовому. 27 января / 8 февраля 1876. Ницца // Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений в 20 томах. М.: Художественная литература, 1976. Т. 18. Кн. 2. С. 254—255.
© Электронная публикация — РВБ, 2008—2024. Версия 2.0 от 30 марта 2017 г.