588. А. Н. ЭНГЕЛЬГАРДТУ

27 марта 1879. Петербург

Многоуважаемый Александр Николаевич.

Получив Ваше письмо в субботу1, немедленно распорядился о высылке Вам требуемых 300 р., но так как в воскресенье — праздник, то они посланы вчера, т. е. в понедельник. К сожалению, Вы не написали, что на станции Дорогобуж принимают денежную корреспонденцию, а я узнал об этом поздно. Поэтому деньги отправлены Вам в уездный город Дорогобуж, куда Вы уж и потрудитесь послать.

Институт урядников зачислен в число священных, и писать об нем, яко об институте или возвести урядника в перл создания — значит совершить преступление. У меня весь этюд «Тревоги в Монрепо» таким родом перепакостили, выкинув все, что касается урядников2. Он был еще в ноябрьской книжке напечатан. Вырезали и с тех пор, в течение 3-х месяцев, вели pourparlers3. Слова: «занимался пропагандами» я должен был заменить словами: «занимался филантропиями», что вышло даже лучше. По сему можете судить и о прочем; а между прочим и о том, почему в Вашей статье получились некоторые пропуски. Что теперь здесь творится по поводу

101

этих бессмысленных убийств и покушений — того ни в сказках сказать, ни пером описать. Я калека и старик — а в городе более недели упорно держится слух, что я арестован. Хотя ничего подобного не было, но уже тот факт, что все этому верят, показывает достаточно, в каких привычках воспитано наше общество4. Поэтому, пиша для «Отеч<ественных> зап<исок>», имейте в виду, что надлежит выражаться с приличною скромностью. По-видимому, что может быть умереннее нашего журнала, а на него уж обращены взоры. И гады, подобные Суворину, каждый день намекают, что вот-де вредный журнал.

Статью, о которой Вы пишете, я просил бы Вас прислать в первых числах августа5. Пожалуйста. Если она обширна, то напечатаем в сентябрь<ской> и октябрь<ской> книжке. Ежели у Вас будут мелкие статьи, то и их присылайте — напечатаем во 2-м отделе журнала. Вам выгоднее у нас печатать, нежели в «Смол<енском> вест<нике>». Вы предполагаете писать о территориальной волости — против этого «Отечественные зап<иски>» (Деммерт) в свое время ратовали. Но, вероятно, у Вас исходный пункт и аргументации будут другие. Пишите, что думаете и в чем уверены. Разобраться всегда будет можно. В крайнем случае, напишем возражение (особое), а напечатать все-таки напечатаем.

Кланяйтесь Верочке 6. Девица она настоящая, исправная.

Мои «сказки» действительно, кажется, идут7. Но сдается мне, что это идет подделка, т. е. контрафакция. Мерзавец кн<язь> Оболенск<ий> взял у меня право напечатать 11/2 т<ысячи> экз<емпляров> с тем, чтобы мне за это напечатать даром 2 т<ысячи> экз<емпляров> на хорошей бумаге. Сказывали мне, что в Москве наготовиться не могут — это все 11/2 т<ысячи> идут. А у меня мои 2 т<ысячи> застряли, и в той же Москве Соловьев в полгода только 38 экз<емпляров> продал. Вот каковы дела, и какие глупости может делать даже такой опытный в книжном деле человек, как я. Ужасно бы хотелось это дело разъяснить. Будьте так добры, купите на станции 1 экземпляр «Сказок» и пришлите мне. Я сличу его с моим изданием (печать должна быть одна и та же) и, может быть, доберусь. Пожалуйста, сделайте это. Вы пишете, что посылаете мне «Смол<енский> вестн<ик>» под бандеролью — не получал.

Весь Ваш
М. Салтыков.


М.Е. Салтыков-Щедрин. Письма. 588. А. Н. Энгельгардту. 27 марта 1879. Петербург // Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений в 20 томах. М.: Художественная литература, 1976. Т. 19. Кн. 1. С. 101—102.
© Электронная публикация — РВБ, 2008—2024. Версия 2.0 от 30 марта 2017 г.