824. Н. А. БЕЛОГОЛОВОМУ

23 февраля 1882. Петербург

23 февраля. Петербург.

Многоуважаемый Николай Андреевич.

Здесь прошел было слух, что Вы заболели, и я очень был рад, получив Ваше письмо и не найдя в нем подтверждения этого слуха (по крайней мере, серьезного) 1. Что касается до меня, то я, по обыкновению, то в тупом, то в обостренном состоянии, но во всяком случае невесело провожу время. Но хуже всего то, что у меня вся семья болеет. Сначала дети (теперь им лучше) простудились и гриппом заболели; потом — жена, которая заболела серьезно и вот целую неделю как перемогается, а сегодня даже слегла. И при этом капризничает, не хочет лечиться; Соколов пропишет что-нибудь, а она не принимает. Просто голова у меня кругом идет. Да еще занятий при этом скопилось, как нарочно. Лезут прямо ко мне, минуя редакцию, требуют, чтоб я сам прочитал, сам сказал мнение.

Что касается до воронежского адреса 2, то, право, у меня выработалось какое-то странное отношение ко всем этим оказательствам. Хотелось бы, чтоб обо мне забыли, оставили в покое, не тревожили навозных куч, которые теперь господствуют в литературе. Ибо на всякое одинокое слово участия отвечают десятками самых пошлых ругательств. В сущности, ведь, участливые голоса не защитят, а ругатели могут добить окончательно.

Адрес доставлен мне, но он вовсе не от интеллигенции, как заявлено в газетах, а скорее от мещан, купцов, семинаристов, гимназистов и даже крестьян. Это, коли хотите, лестнее, нежели от заправской интеллигенции, но с другой стороны возникает вопрос: не ходили ли собирать подписи по домам, как некогда для приговоров о ссылке на поселение?

Я перед Вами несколько прегрешил, и вот в чем. Есть у нас писательница, г-жа Виницкая-Будзианик, которая в прошлом году в майской книжке очень хорошую повесть напечатала 3. После она и еще кое-что присылала, но негодное. Вообще в ней есть что-то потерянное, полоумное. Теперь она очутилась каким-то родом в Париже. Прислала повесть не глупую, но совершенно невозможную к печатанию 4. И вот я

95

указал ей на Вас и на Софью Петровну. Указал и раскаиваюсь. Во всяком случае, ежели она к Вам приедет, то будьте осторожны. Есть что-то загадочное в этой девице, и даже поездка ее в Париж является мне невыясненною. Я, впрочем, только сегодня послал ей письмо с указанием на Вас 5. Может быть, она и не придет. Живет она у Вас в соседстве, rue Gay Lussac, hôtel d’Egypte. Была она и у Тургенева, и ему показалась странною. А может быть, она просто нимфоманка. Пишет ко мне и просит, чтоб я никому об ней не говорил, адреса ее не сообщал и т. д. Совсем нелепо.

Где-то Вы лето проведете — напишите, пожалуйста. Я хоть и не желаю ехать за границу, но, кажется, придется. Вообще, моя жизнь сложилась мучительно.

От Елисеева получил вчера письмо 6. Пишет, что у него голова побаливает, и думает уехать в Монтрё. Об Новодворской пишет, что он плох очень, но тоже собирается из Ниццы в Монтрё. Вообще, около «Отеч<ественных> записок» постепенно все хиреет, а нового ничего не нарождается. Перебиваемся мы, так сказать, со дня на день, и постоянно нуждаемся в материале, так что легко может случиться, что вдруг совсем захиреем, несмотря на блестящую подписку, которая уже теперь перешла за 9 тысяч, а печатаем 101/2 тысяч, потому что хоть и потихоньку, а все-таки каждый день подписчиков 20 — 25 прибавляется.

Петербург уныл. Бесснежная зима и притом с беспрерывными оттепелями делает свое дело. Везде больные. Это кладет еще большую печать уныния. Сравнительно, даже я должен почитать себя здоровым. Поистине Вам говорю: не знаю, как я и выйду из болезни жены. С ней почти то же, что и прежде, когда Вы ее лечили, только она еще своенравнее сделалась.

Прошу Вас передать мой сердечный привет многоуважаемой Софье Петровне. О жене не говорю: она вся в огне лежит. Посылал за Нилом Ивановичем 7 — не застали. Вероятно, вечером зайдет.

Искренно жму Вашу руку.
М. Салтыков.


М.Е. Салтыков-Щедрин. Письма. 824. Н. А. Белоголовому. 23 февраля 1882. Петербург // Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений в 20 томах. М.: Художественная литература, 1977. Т. 19. Кн. 2. С. 95—96.
© Электронная публикация — РВБ, 2008—2024. Версия 2.0 от 30 марта 2017 г.