907. Г. З. ЕЛИСЕЕВУ

29 марта 1883. Петербург

29 марта П.бург.

Давно не писал к Вам, многоуважаемый Григорий Захарович, и очень чувствую свою вину. Но уверяю Вас, никогда я не испытывал такой тоски, как в настоящее время. Что-то тяжелое висит надо мною...

Журнал идет кой-как, да, признаюсь Вам, я и интерес к нему как будто утратил. Скучно жить под угрозой, и, право, было бы лучше, если б положение выяснилось окончательно. Только вот что страшно: много народа хлеб насущный потеряет. А дело, по-видимому, неизбежно к тому идет. Откуда такое озлобление и в особенности лично против меня — это даже понять мудрено; но озлобление несомненно существует, и надо подчиниться ему.

Вот почему я и пишу так редко. Не то, чтобы я был чересчур занят (есть и это), а просто тоска гложет.

А между тем дети подрастают. Лиза на будущей неделе держит экзамен в гимназию кн<ягини> Оболенской; Косте то же самое предстоит в мае. За Лизу я не боюсь, а за Костю побаиваюсь. Мальчик он способный и умный, но нервный и рассеянный. Пожалуй, и провалится.

После экзаменов жена собирается за границу. Начнет с сестры в Каркассоне. Я же лично не знаю, что предприму. Может быть, на тот свет соберусь. Это единственный просвет.

191

Думаю, что и Вы к лету вернетесь в Россию: по крайней мере, хоть посмотрите на нас. Теперь уж Вам придется платить по 11 р. в месяц с каждой персоны, а это расход немаловажный.

Я получил с Ваших облигаций проценты в марте в количестве 87 р. 50 к. и вместе с оставшимися у меня 37 р. передал на хранение Гасперу, который присовокупил их к февральским и мартовским деньгам. Ваши 3500 р. облигациями у меня целы. В начале года облигации повысились было до 87%, а теперь опять падают.

У Унковского родился сын. Вот человек. Слезы лить надо, а он детей делает. В первую минуту это как будто бы его озадачило, а теперь опять веселый ходит. Получил дело, ездил в Одессу защищать. Около трех недель проездит — в результате 2000 рублей получит, да израсходует из них, пожалуй, не меньше 500 рублей. А потом три недели будет в постели валяться да и еще, пожалуй, ребенка состроит. Я, слава богу, хоть на этот счет спокоен: с некоторого времени способность потерял.

Прощайте, будьте здоровы. Ежели можете принять во внимание гнет тоски, то примите, и простите.

Передайте от нас сердечный поклон многоуважаемой Екатерине Павловне.

Искренно Вам преданный
М. Салтыков.

На письме помета рукою Елисеева: 1883. Марта 29.


М.Е. Салтыков-Щедрин. Письма. 907. Г. З. Елисееву. 29 марта 1883. Петербург // Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений в 20 томах. М.: Художественная литература, 1977. Т. 19. Кн. 2. С. 191—192.
© Электронная публикация — РВБ, 2008—2024. Версия 2.0 от 30 марта 2017 г.