961. Г. З. ЕЛИСЕЕВУ

11 ноября 1883. Петербург

11 ноября.

Многоуважаемый Григорий Захарович.

Сердечно благодарю Вас и Екатерину Павловну за поздравление с именинами. С своей стороны поздравляю и Вас и ее

247

по случаю приближения 24-го ноября. Будьте так добры передать также Вендтам мою искреннюю благодарность за память.

Затем отвечаю Вам на письмо, которое я получил вслед за телеграммой 1. Никакой идиллии я для Вас не предполагал, предлагая Вам проект переселения в Тверь, если же и вышла у меня идиллия, то она навеяна Вашим собственным планом водворения на Сиверской станции. Ввиду этого я полагал и теперь полагаю, что в Твери поселиться лучше: и жилых помещений больше, и людей, с которыми можно обменяться словом 2. Я сам непрестанно думаю обрести где-нибудь угол, чтобы успокоиться <?> остаток дней моих, да только не удается мне. Условия моей жизни несколько более сложны, нежели нужно, да и во вкусах разнокалиберщина. Вероятно, так и придется задохнуться под ярмом. А я бы, поверьте, и сам охотно поселился в Твери, именно потому, что там порядочных и сочувственных людей встретить можно. А впрочем, довольно об этом; пожалуй, Вы и в самом деле подумаете, что я затеял заточить Вас в Желтиков монастырь 3.

Из письма Вашего я вижу, до какой степени Вам надоели заграничные скитания, и вполне разделяю Ваши неудовольствия по этому поводу. Но в то же время положительно ничего не могу сказать Вам, кроме того, что в настоящее время, действительно, довольно мудрено думать о переселении в Россию. Погода у нас гнилая, совсем адская. У меня весь дом переболел, так что из всех я оказываюсь самый здоровый. К сожалению, Вы не пишете мне своего римского адреса, так что я настоящее письмо пишу немного наудачу. Не пишете также, долго ли Вы останетесь в Риме и куда направите путь. Мне когда-то советовали ехать в Пизу, где отличный климат и кроме того скука, которая будто бы в болезнях очень помогает. Впрочем, я привожу Вам это не как совет, а как анекдот; но во всяком случае, не прошу, а просто умоляю Вас не скрывать Ваш адрес хотя бы для того, чтобы я мог переслать Вам Ваши деньги. Скоро наступит и годовой расчет, и денег Вам принадлежащих найдется довольно. Зачем Вы хотите, чтоб я отвечал за Гаспера, у которого деньги находятся на руках? т. е. отвечал нравственно и, во всяком случае, непрестанно тревожился?

«Отеч<ественные> зап<иски>» № 11 на днях отправится в цензуру. Следовало бы завтра, но ни за что ручаться не могу, так как Михайл<овский> и Кривенко всегда доводят дело до последней минуты, и я даже сейчас имею только три гранки статьи Кривенко 4. Что мы будем печатать в будущем году — решительно недоумеваю. Я лично положительно начинаю чувствовать себя иссякшим.

248

Затем, до свидания. Прошу Вас передать мой сердечный привет многоуважаемой Екатерине Павловне, а жена сама собралась к ней писать.

Искренно Вам преданный
М. Салтыков.


М.Е. Салтыков-Щедрин. Письма. 961. Г. З. Елисееву. 11 ноября 1883. Петербург // Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений в 20 томах. М.: Художественная литература, 1977. Т. 19. Кн. 2. С. 247—249.
© Электронная публикация — РВБ, 2008—2024. Версия 2.0 от 30 марта 2017 г.