1284. Н. А. БЕЛОГОЛОВОМУ

14 августа 1886. Новая Кирка

14 августа.

Многоуважаемый Николай Андреевич.

Пишу к Вам единственно для того, чтобы заявить, что я еще жив. Весь организм мой болит, все кости. В особенности ноги, так что я почти не могу ходить. Что я ни принимаю, — все не в пользу.

Я теперь совсем один. Жена забрала детей и 9-го числа уехала в Гельсингфорс на 8 дней. В довершение всего я только вчера получил от нее письмо 1. Должно быть, это меня окончательно скапутило. Боткин сравнивает ее двукратные поездки в течение лета с двукратною хирургической операцией, вытерпенной мною. Тяжко быть одному, в особенности же потому, что вечера делаются все длиннее и длиннее. К счастью, кривляния еще не сильно беспокоят, но гудение в голове все продолжается и непременно сведет меня с ума. Ужасно также тревожит одышка. Дал мне Боткин дигиталис против нее, и я принимал его два дня по три столовых ложки, но на третий произошел сильнейший понос, и я теперь довольствуюсь так называемым «букетом».

Тем не менее я много работаю и в течение последнего месяца написал до 2½ печатных листа 2. Должно быть, это перед смертью. Заканчиваю работы, необходимые для издания двух книжек 3. Все же подспорье, ибо я, с такой хозяйкой, как Е<лизавета> А<поллоновна>, решительно не знаю, как свести концы с концами. Все ее прихоти стоят больших денег, несогласных с моим бюджетом. А за каждый истрачиваемый лично мною грош на лечение поднимаются целые истории.

Боткин похудел, обрюзг и постарел на 10 лет. Беды прошлого лета так на него подействовали, что камень, начавший выходить из печени, опять туда скрылся 4. Так, по крайней мере, мне сказывали Оболенские, которые слышали это от Сергея Сергеича 5. Тем более для меня мучительно беспокоить человека, который сам мучается. Но скоро это кончится. В воскресенье опять явится Е<лизавета> А<поллоновна>, опять начнется гвалт из-за скарлатины (которая уже прошла), и, вероятно, я заеду к Боткиным только проститься.

269

А между 24 и 26 я и сам перееду в Петербург — один 6. Судя по румяной осени, установившейся здесь, вероятно, дачный сезон продолжится, и я даже правильной медицинской помощи не буду иметь. Впрочем, за лето я уже привык к этому.

До свидания; передайте мой сердечный привет добрейшей Софье Петровне и не забывайте меня. Кланяйтесь Лихачевым, скажите, что я два раза уже писал им в Висбаден 7, а теперь не пишу, потому что мое письмо вышло бы повторением настоящего, содержание которого Вы, конечно, передадите им. Кланяйтесь и Лорис-Меликову.

Искренно преданный Вам
М. Салтыков.


М.Е. Салтыков-Щедрин. Письма. 1284. Н. А. Белоголовому. 14 августа 1886. Новая Кирка // Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений в 20 томах. М.: Художественная литература, 1977. Т. 20. С. 269—270.
© Электронная публикация — РВБ, 2008—2024. Версия 2.0 от 30 марта 2017 г.