1399. Н. А. БЕЛОГОЛОВОМУ

12 июля 1887. Серебрянка

12 июля.

Многоуважаемый Николай Андреевич.

Увы! я не только для автобиографической, но и вообще ни для какой литературной работы не пригоден. У меня есть готовые три главы из давно начатой работы, я даже их в порядок не могу привести и переписать 1. Доктора мои (здешние) положительно запрещают мне не только заниматься литературой, но избегать и переписки. Со мной что-то странное происходит: не могу десяти строк написать, как поднимается кашель и за ним — дерганье. Словом сказать, не жизнь, а мученье. Из семьи меня выключили, из распоряжений по дому — тоже. Все делается без моего участия и против моего желания. Ясно, что при таких условиях смерть самый желательный исход. А сердце не переставая тоскует.

Я только из Вашего письма узнал, что Боткин забрался в

357

Трувиль 2. А за день перед тем написал ему в Культивлу письмо, где изложил свои докуки 3. Не знаю, ответит ли он мне, но не буду удивлен, ежели и не ответит. Я всем так надоел, и притом у всех до такой степени внедрилось убеждение о том, что я преувеличиваю, что даже такое бесспорное доказательство, как моя теперешняя бездеятельность, в сравнении с обычною ретивостью, никого не убеждает. Сравните, как благочестно умирает Катков 4, сей истинный generis humani<s> hostis 5, окруженный семьей, друзьями, в богатом имении, плоде накраденных денег, и как рядом с ним околеваю я, одинокий, забытый, — как паршивый пес. А ведь я все-таки немало в свое время сделал для пробуждения общественного самосознания.

Вы жалуетесь на жары, а здесь по 1-е июля было счетом только два теплых дня, затем с 1-го по 7-е стоял жар, а теперь опять начались дожди и холод.

Прилагаемый пакет, по сделании на нем надписи, перешлите, пожалуйста, Вл. Ив. Лихачеву 6. Он мне адреса своего не прислал, а сказал его жене, которая, с обычным своим легкомыслием, позабыла. С отъездом Лихачева сделалось как-то совсем пусто. Это единственный человек, который меня не оставлял.

Я даже умереть боюсь, пока он за границей: пожалуй, похоронят как червя.

Прощайте, будьте здоровы; передайте мой сердечный привет добрейшей Софии Петровне. Дружески жму Вашу руку.

М. Салтыков.


М.Е. Салтыков-Щедрин. Письма. 1399. Н. А. Белоголовому. 12 июля 1887. Серебрянка // Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений в 20 томах. М.: Художественная литература, 1977. Т. 20. С. 357—358.
© Электронная публикация — РВБ, 2008—2023. Версия 2.0 от 30 марта 2017 г.