Севастополь в декабре месяце | 87 |
Севастополь в мае | 102 |
1 | 102 |
2 | 103 |
3 | 106 |
4 | 111 |
5 | 113 |
6 | 118 |
7 | 120 |
8 | 122 |
9 | 123 |
10 | 127 |
11 | 129 |
12 | 132 |
13 | 134 |
14 | 137 |
15 | 138 |
16 | 141 |
Полный текст |
Севастополь в августе 1855 года | 146 |
1 | 146 |
2 | 149 |
3 | 150 |
4 | 152 |
5 | 154 |
6 | 156 |
7 | 159 |
8 | 161 |
9 | 163 |
10 | 167 |
11 | 170 |
12 | 172 |
13 | 174 |
14 | 176 |
15 | 178 |
16 | 181 |
17 | 182 |
18 | 185 |
19 | 187 |
20 | 189 |
21 | 192 |
22 | 194 |
23 | 197 |
24 | 199 |
25 | 201 |
26 | 203 |
27 | 205 |
Полный текст |
«Севастопольские рассказы» Толстого — цикл из трёх рассказов, посвященных 349-дневной обороне Севастополя русскими войсками в Крымской войне. Рассказы были восторженно приняты критикой, поставив Толстого в ряд лучших русских писателей.
О чём эта книга? — О кульминационном эпизоде Крымской войны — блокаде Севастополя превосходящими силами англо-франко-турецкой коалиции, которая продолжалась с осени 1854-го по август 1855-го. В книге отражены ситуация в городе, конкретные военные операции и переживания их участников. Три рассказа цикла — «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855 года» — охватывают весь период осады <...>
Как она написана? — По-разному. Первый текст более других похож на очерк. Невидимый собеседник водит читателя по городу: вот бульвар с музыкой, вот госпиталь с героями, а вот здесь воюют, убивают и умирают; Борис Эйхенбаум даже назвал первый рассказ «путеводителем по Севастополю». Второй текст — психологический этюд в форме рассказа. Толстой с пугающей осведомлённостью описывает мысли и чувства довольно многочисленных военных персонажей. Завершается рассказ эффектной аллегорией: воин, уверенный, что погибнет, остается жить, а воин, думающий, что спасся, умирает.
Третий текст, по наблюдению того же Эйхенбаума, это «этюд большой формы». История двух братьев, которые, встретившись в начале рассказа, гибнут в его конце, так больше и не увидев друг друга; автор словно приходит к выводу, что реальность не может быть постигнута с помощью очерка или рассуждения, а требует выражения через сложный (в идеале семейный) сюжет. Всеми этими разными способами письма Толстой решал одну задачу: передать реальность, «какова она есть на самом деле».
— Вячеслав Курицын. Лев Толстой. Севастопольские рассказы // Полка