«Три смерти». — Впервые рассказ напечатан в журн. «Библиотека для чтения», 1859, № 1.

Начало работы над рассказом определяется по дневниковой записи от 15 января 1858 года: «Хорошо начал писать «Смерть» (т. 48, с. 3).

Рассказ был написан в несколько дней. 19 января Толстой прочел его старшему брату, H. H. Толстому, который «советует дерево оставить» (там же, с. 4). Писатель в это время еще не решил, чем окончить рассказ, смертью барыни или дерева.

467

20 января Толстой записывает в Дневнике: «Думал, передумывал «Три смерти» и написал «Дерево». Не вышло сразу» (там же). Окончательно Толстой завершает свой рассказ 24 января.

Заключительная часть произведения, смерть дерева, стоившая автору наибольших усилий, была менее всего понята читателями.

Так, Тургенев писал в письме Толстому из Петербурга 11 февраля 1859 года: «Три смерти» здесь вообще понравились, но конец находят странным и даже не совсем понимают связь его с двумя предыдущими смертями, а те, которые понимают, недовольны» (И. С. Тургенев. Полн. собр. соч. и писем. Письма, т. III, с. 270—271).

А. Григорьев в «смерти» дерева увидел показательную и противоречивую черту творчества художника. Критик полагал, что толстовский аналитический метод изображения человека, будучи несомненным достоинством писателя, в своих крайних проявлениях приводит его к «скептицизму» и к подрыву всяких душевных чувств. «Ключ к концам этого анализа,— по мнению критика,— это смерть дуба» («Явления современной литературы, пропущенные нашей критикой». — Журн. «Время», 1862, № 9). В журнале «Рассвет,) (1859, № 12) с подробным анализом рассказа выступил Д. И. Писарев.

 

Стр. 65. ...с своими седоками, чемоданами и важами... — Важи — кожаные или деревянные плоские сундуки, устанавливаемые наверху или сзади кареты.

Стр. 66. ...что-то завернутым в епитрахили. — Епитрахиль — часть облачения священника, надеваемая на шею под ризою.

Стр. 69. «Сокроешь лицо твое — смущаются...»-Толстой приводит здесь три неполных стиха из Псалтыря (гл. 103, ст. 29, 30, 31).

Стр. 70. Вот и голубец будет. — Могильный памятник срубом, с крышей, домиком или крест с кровелькой.

...намедни вагу сломал... — Вагой называли шест для подъема и смазки повозок, а также деревянную деталь упряжи.


Линков В.Я. Комментарии. Л.Н. Толстой. Три смерти // Л.Н. Толстой. Собрание сочинений в 22 тт. М.: Художественная литература, 1979. Т. 3. С. 467—468.
© Электронная публикация — РВБ, 2002—2024. Версия 3.0 от 28 февраля 2017 г.