И. С. Тургенев

Дворянское гнездо

1858

Оглавление

I 5
II 10
III 13
IV 14
V 18
VI 21
VII 24
VIII 28
IX 34
X 36
XI 39
XII 43
XIII 45
XVI 47
XV 48
XVI 51
XVII 55
XVIII 59
XIX 61
XX 64
XXI 65
XXII 68
XXIII 70
XXIV 71
XXV 74
XXVI 79
XXVII 83
XXVIII 85
XXIX 89
XXX 93
XXXI 96
XXXII 97
XXXIII 100
XXXIV 102
XXXV 107
XXXVI 114
XXXVII 117
XXXVIII 120
XXXIX 123
XL 129
XLI 135
XLII 136
XLIII 142
XLIV 146
XLV 149
Эпилог 152

О произведении

Роман о несчастной любви, русском дворянстве, отношениях между Россией и Западом и многом другом.

Отзывы критиков

В «Дворянском гнезде» при всей наклонности нашего времени во всем видеть поучение или обличение, чрезвычайно трудно отыскать хотя бы малейший намек на тенденцию. Иные хотели видеть в романе г. Тургенева изображение трех поколений — екатерининского, александровского и николаевского — с целью указать, что все эти поколения оказались несостоятельными в жизни, и что настоящая жизнь принадлежит четвертому, будущему поколению, которое на минуту является в конце рассказа <...> Эти социальные и практические вопросы, которые на каждом шагу останавливают читателя «Обломова »— им нет места в «Дворянском гнезде». Рроман г. Тургенева — высокая, чистая поэзия.

— Б.п., «Санкт-Петербургские ведомости» (1859)

Сейчас прочитал я «Дворянское гнездо», уважаемый Павел Васильевич, и хотелось бы мне сказать Вам мое мнение об этой вещи. Но я решительно не могу. <...> Да и что можно сказать о всех вообще произведениях Тургенева? То ли, что после прочтения их легко дышится, легко верится, тепло чувствуется? Что ощущаешь явственно, как нравственный уровень в тебе поднимается, что мысленно благословляешь и любишь автора? Но ведь это будут только общие места, а это, именно это впечатление оставляют после себя эти прозрачные, будто сотканные из воздуха образы, это начало любви и света, во всякой строке бьющее живым ключом и, однако ж, все-таки пропадающее в пустом пространстве. <...> Я давно не был так потрясен, но чем именно — не могу дать себе отчета. Думаю, что ни тем, ни другим, ни третьим, а общим строем романа.

М. Е. Салтыков-Щедрин — П. В. Анненкову, письмо от 3 февраля 1859 г.

«Дворянское гнездо», как и многие романы Тургенева, строится вокруг несчастной любви — двое главных героев, переживший неудачный брак Фёдор Лаврецкий и юная Лиза Калитина, встречаются, испытывают друг к другу сильные чувства, но вынуждены расстаться: оказывается, жена Лаврецкого Варвара Павловна не умерла. Потрясённая её возвращением Лиза уходит в монастырь, Лаврецкий же не хочет жить с женой и всю оставшуюся жизнь занимается хозяйством в своём поместье. В то же время в роман органично входят повествование о жизни русского дворянства, складывавшейся на протяжении последних нескольких сотен лет, описание отношений между разными сословиями, между Россией и Западом, споры о путях возможных реформ в России, философские рассуждения о природе долга, самоотречения и моральной ответственности.

— Кирилл Зубков. Иван Тургенев. Дворянское гнездо // Полка


И.С. Тургенев. Дворянское гнездо // Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. М.: Наука, 1981. Т. 6. С. 5—158.
© Электронная публикация — РВБ, 2010—2024. Версия 2.0 от 22 мая 2017 г.