I | 5 |
II | 10 |
III | 13 |
IV | 14 |
V | 18 |
VI | 21 |
VII | 24 |
VIII | 28 |
IX | 34 |
X | 36 |
XI | 39 |
XII | 43 |
XIII | 45 |
XVI | 47 |
XV | 48 |
XVI | 51 |
XVII | 55 |
XVIII | 59 |
XIX | 61 |
XX | 64 |
XXI | 65 |
XXII | 68 |
XXIII | 70 |
XXIV | 71 |
XXV | 74 |
XXVI | 79 |
XXVII | 83 |
XXVIII | 85 |
XXIX | 89 |
XXX | 93 |
XXXI | 96 |
XXXII | 97 |
XXXIII | 100 |
XXXIV | 102 |
XXXV | 107 |
XXXVI | 114 |
XXXVII | 117 |
XXXVIII | 120 |
XXXIX | 123 |
XL | 129 |
XLI | 135 |
XLII | 136 |
XLIII | 142 |
XLIV | 146 |
XLV | 149 |
Эпилог | 152 |
Роман о несчастной любви, русском дворянстве, отношениях между Россией и Западом и многом другом.
В «Дворянском гнезде» при всей наклонности нашего времени во всем видеть поучение или обличение, чрезвычайно трудно отыскать хотя бы малейший намек на тенденцию. Иные хотели видеть в романе г. Тургенева изображение трех поколений — екатерининского, александровского и николаевского — с целью указать, что все эти поколения оказались несостоятельными в жизни, и что настоящая жизнь принадлежит четвертому, будущему поколению, которое на минуту является в конце рассказа <...> Эти социальные и практические вопросы, которые на каждом шагу останавливают читателя «Обломова »— им нет места в «Дворянском гнезде». Рроман г. Тургенева — высокая, чистая поэзия.
— Б.п., «Санкт-Петербургские ведомости» (1859)
Сейчас прочитал я «Дворянское гнездо», уважаемый Павел Васильевич, и хотелось бы мне сказать Вам мое мнение об этой вещи. Но я решительно не могу. <...> Да и что можно сказать о всех вообще произведениях Тургенева? То ли, что после прочтения их легко дышится, легко верится, тепло чувствуется? Что ощущаешь явственно, как нравственный уровень в тебе поднимается, что мысленно благословляешь и любишь автора? Но ведь это будут только общие места, а это, именно это впечатление оставляют после себя эти прозрачные, будто сотканные из воздуха образы, это начало любви и света, во всякой строке бьющее живым ключом и, однако ж, все-таки пропадающее в пустом пространстве. <...> Я давно не был так потрясен, но чем именно — не могу дать себе отчета. Думаю, что ни тем, ни другим, ни третьим, а общим строем романа.
— М. Е. Салтыков-Щедрин — П. В. Анненкову, письмо от 3 февраля 1859 г.
«Дворянское гнездо», как и многие романы Тургенева, строится вокруг несчастной любви — двое главных героев, переживший неудачный брак Фёдор Лаврецкий и юная Лиза Калитина, встречаются, испытывают друг к другу сильные чувства, но вынуждены расстаться: оказывается, жена Лаврецкого Варвара Павловна не умерла. Потрясённая её возвращением Лиза уходит в монастырь, Лаврецкий же не хочет жить с женой и всю оставшуюся жизнь занимается хозяйством в своём поместье. В то же время в роман органично входят повествование о жизни русского дворянства, складывавшейся на протяжении последних нескольких сотен лет, описание отношений между разными сословиями, между Россией и Западом, споры о путях возможных реформ в России, философские рассуждения о природе долга, самоотречения и моральной ответственности.
— Кирилл Зубков. Иван Тургенев. Дворянское гнездо // Полка