7. Автограф — ААН, Р. II, оп. 1, № 226, л. 23; копия — ИРЛИ, фонд Я. К. Грота, № 16.345/С. II б. 13. Впервые: Записки АН, с. 29; факсимильное воспроизведение там же, вклейка после с. 47.

1 Императрица Елизавета Петровна требовала, чтобы придворные регулярно посещали театральные представления. Ее распоряжения об этом приведены в работе И. Ф. Горбунова «Первые русские придворные комедианты» (Соч., т. 3, кн. 5. СПб., 1910, с. 7—8).

2 Джиованни-Баттиста (в документах 1750-х гг. — Яган Бабдист) Локателли (1713—1785) прибыл в Россию во главе оперной и балетной труппы по контракту, заключенному с ним в мае 1757 г. 13 сентября Локателли был зачислен в русскую службу сроком на год; 24 августа 1758 г. контракт с ним был продлен на 3 года, 1 июня 1760 — на пять лет. Труппа Локателли начала спектакли в Петербурге 3 декабря 1757 г. в театре на Царицыном лугу и с самого начала пользовалась большим успехом. 27 апреля 1757 г. Локателли испросил разрешение распространить свою деятельность также и на Москву, получил привилегию завести там оперный театр и построить «оперный дом». Здание театра было выстроено у Красного пруда (в районе нынешней Комсомольской площади) и открыто 29 января 1759 г. В своей театральной деятельности Локателли пользовался значительной поддержкой двора. В течение 1758—1761 гг. он получил до 25 тыс. рублей беспроцентных ссуд, в 1760 г. добился права нанимать любительскую труппу Московского университета и давать русские спектакли, выхлопотал привилегии на устройство доходных публичных маскарадов в Москве и Петербурге. О покровителях Локателли при дворе свидетельствует, например, то, что разрешение на первый публичный маскарад в Москве (18 февраля 1759 г.) Локателли получил непосредственно от И. И. Шувалова; маски и прочие маскарадные принадлежности при этом продавались в московском доме барона К. Е. Сиверса (Сборник ОРЯС на 1891, с. 574). Несмотря на такую поддержку, театральные предприятия Локателли потерпели полное

188

банкротство и 5 июня 1761 г. Придворная контора приступила к ликвидации его антрепризы. В начале 1762 г. для покрытия долгов антреприза перешла в руки Придворной конторы. Еще зимой 1767 г. Локателли давал маскарады в Петербурге в доме гр. Ягужинского; затем, по воспоминаниям Дж. Казановы, он содержал Красный кабак на Петергофской дороге, перекупив это право у Сколари. С 1784 г. он был учителем французского и итальянского языков в Театральном училище в Петербурге (Mooser R. A. Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIII siècle. T. 1—3. Genève, 1948—1951, см. указатель; Архив Дирекции имп. театров, вып. 1, отд. 1—3. СПб, 1892, см. указатель; Горбунов И. Ф. Московский театр в XVIII столетии. — Соч., т. 3, кн. 5. СПб., 1910, с. 99—100; Чаянова О. Э. Театр Маддокса в Москве. М., 1927, с. 14; Волков, с. 147; Марков В. Д. Историко-театральная топография Москвы. — Театр, 1953, № 12, с. 156).


Степанов В.П. Комментарии: А. П. Сумароков. И. И. Шувалову, 1758 г. // Письма русских писателей XVIII века. Л.: Наука, 1980. С. 188—189.
© Электронная публикация — РВБ, 2007—2024. Версия 2.0 от 14 октября 2019 г.