РВБ: XVIII век: Письма русских писателей XVIII века. Версия 1.2, 10 июня 2016 г.

 

61. Автограф — ЦГАДА, ф. 5, оп. 1, № 113, л. 10—11 об. Впервые: Библиогр. зап., 1858, т. 1, с. 431—435.

1 Первой актрисой московского театра в 1760-е гг. считалась Елизавета Иванова. В связи с постановкой «Синава и Трувора» она написала Сумарокову извинительное письмо, в котором ссылалась прежде всего на принуждение со стороны Салтыкова, а свою дурную игру объясняла нездоровьем. Подобный же случай притворства известен и по ее службе в придворном петербургском театре, куда она перешла с 1 января 1773 г. В 1783 г. она получала 950, а в 1799 г. — уже 2000 руб. с одним бенефисом в год (Архив Дирекции имп. театров, т. 3. СПб., 1892, с. 29—30).

2 Чичерин Николай Иванович (ум. 1782) был генерал-полицмейстером в Петербурге с 1764 по 1777 г.

3 Зять А. М. Еропкина — граф Михаил Федорович Апраксин (1744—1806), сын известного сподвижника Петра I, женатый на одной из дочерей Еропкина (Долгорукий П. Русская родословная книга, т. 2. СПб., 1855, с. 116).

4 Племянница П. И. Панина — Екатерина Александровна Куракина (1735—1802), по мужу Лобанова-Ростовская; дочь Салтыкова — Варвара Петровна Голицына, которой Сумароков посвятил элегию «на преставление двоюродной ее сестры графини Марьи Владимировны Салтыковой» (ПСВС, т. 9, с. 88).

5 Об особенностях этого издания см.: Стенник Ю. В. Две редакции трагедии А. П. Сумарокова «Синав и Трувор». — В кн.: XVIII век, сб. 6. М.—Л., 1964, с. 247—257.

6 Текст этого первого соглашения с Бельмонти о постановке пьес Сумарокова не сохранился. Известно, однако, что он был послан при этом (или следующем) письме к императрице для доказательства правоты требований Сумарокова и возвращен ему Козицким при ответном письме от 15 февраля (Библиогр. зап., 1858, т. 1, с. 452). Впервые ссылка на контракт, заключенный Сумароковым, с одной стороны, и Бельмонти и Чинти, с другой, была сделана в объявлении «От актеров Российского театра» о постановке «Семиры» 22 декабря 1769 г., явно составленном самим Сумароковым: «Автор оной драмы покорнейше просит публику о благоволительном слушании, дабы мог он давати свои драмы и впредь ради удовольствия зрителей... А в противном случае ни одной трагедии и ни одной комедии сего автора без присутствия двора при жизни авторовой в Москве представлено не будет. А содержатели театра с ним письменно осязались, чтоб без его согласия его сочинений не представлять, чего они и без обязательства делать не могут» (Майков Л. Н. Очерки по истории русской литературы XVII—XVIII столетий. СПб., 1889, с. 322).

209

7 Сын П. С. Салтыкова — граф Иван Петрович Салтыков (1730—1805), впоследствии генерал-фельдмаршал; зять — граф Андрей Петрович Шувалов (1743—1789), поэт, близкий к литературному кругу Вольтера; вернулся из Парижа в Россию в 1766 г.; был женат на другой дочери Салтыкова — Екатерине Петровне.

8 Римский поэт-эпик Лукан (39—65) потерял расположение Нерона, как только император, сам занимавшийся стихотворством, убедился в его большом поэтическом таланте. Лукан покончил с собой во время заговора Пизона.

9 Вместе с данным письмом Сумароков отправил Екатерине II копию с письма Вольтера от 26 февраля 1769 г. (ЦГАДА, ф. 5, оп. 1, № 113, л. 12—13; первоначально напечатано при издании трагедии «Дмитрий Самозванец», затем вошло в четвертый том ПСВС; см. также № 57). «Парижская критика», т. е. рецензия на «Синава и Трувора» в «Journal étranger» (см. № 64).

10 Завершение, «развязка» (франц. dénouement).

11 Приноровление цитаты из д. 2, явл. 6 трагедии «Вышеслав» (монолог Вышеслава):

И знал бы, что сужу обидчика не я,
Но сам обидимый обидчику судья;
Не емля сил вельмож, вокруг стоящих трона,
Но от предписанна рукой моей закона.
Степанов В.П. Комментарии: А. П. Сумароков. Екатерине II, 28 января 1770 г. // Письма русских писателей XVIII века. Л.: Наука, 1980. С. 209—210.
© Электронная публикация — РВБ, 2006—2019.
РВБ