РВБ: XVIII век: Письма русских писателей XVIII века. Версия 1.2, 10 июня 2016 г.

 

94. Оригинал — ЦГАДА, ф. 10, оп. 1, № 591, л. 188б—188г об.; текст — рукой писца, французские и немецкие фразы, примечание (на особом листке), дата и подпись — автограф. Впервые: Летописи рус. литературы и древности, 1859—1860, кн. 6, с. 71—74.

218

1 В конце 1772 г. театральная привилегия была выкуплена у наследников Бельмонти итальянцем Гроти и московским губернским прокурором кн. Петром Васильевичем Урусовым (1733—1813). Мельхиор Гроти появился в Москве в 1772 г. Известно, что в 1774 г. он нанимал также итальянскую оперу-буфф и устраивал публичные маскарады в доме кн. Трубецкого близ Донского монастыря. К началу 1776 г. Гроти согласился уступить свою долю в деле Урусову и при этом исчез из Москвы, разбазарив театральный гардероб, не расплатившись с кредиторами, задолжав актерам и служителям. 17 марта 1776 г. Урусов выхлопотал новую привилегию, которая вступила в силу с 16 июля 1776 г., и, объединившись с М. Маддоксом, приступил к постройке каменного Петровского театра.

2 Этот второй контракт с Бельмонти, касающийся только права на постановку «Дмитрия Самозванца», датирован 29 марта 1771 г. и, следовательно, был заключен непосредственно по возвращении Сумарокова из Петербурга (см. № 61). Он представляет обязательство Ивана Бельмонти перед Сумароковым, «чтоб мне его трагедии „Димитрия Самозванца” ни под каким видом, ни для чего, и ни для какого обстоятельства без его дозволения не представлять, доколе не учиню я с ним другого обязательства. А буде она у меня на театре или где инде мною представлена и моими актерами будет, так все сборы, сколько б их ни было, должен я ему буду уступить без отговорок, рассуждая, сколько за оную трагедию получится» (Москвитянин, 1843, т. 1, с. 272; копия, сделанная М. П. Погодиным с подлинника: ГБЛ, Погодин. 1.16.32).

3 Цитата из второго послания к Тимофею (2, 6).

4 Пастишь из собственных «Вздорных од» Сумарокова, пародировавших одический стиль Ломоносова: «Ода вздорная I» — «Там вихри с вихрями дерутся», «Там громы в громы ударяют»; «Ода вздорная II» — «Ефес горит, Дамаск пылает», «И столько хитро воспеваю, Что песни не пойму и сам»; «Ода вздорная III» — «Кавказ на Этну становится», «Троянски стены огнь терзает», «Вы, тучи, с тучами спирайтесь, Вы громы в громы ударяйтесь, Борей на воздухе шуми» (см.: Русская стихотворная пародия. (XVIII—начало Русская виртуальная библиотека: B. K. Тредиаковский.XX в.). Л., 1960, с. 98—103). Эти пародии при жизни Сумарокова оставались неизданными. В данном письме выпад против высокого слога относится скорее к В. П. Петрову, которого при дворе провозгласили преемником Ломоносова и певцом Екатерины II, подобно тому как Ломоносов считался певцом Елизаветы Петровны.

5 Пародийное подражание словотворчеству В. К. Тредиаковского.

6 Приноровление цитаты из Книги Бытия (3, 19).

7 Этот мотив имеется также в притче Сумарокова «Две дочери подьячих».

8 Речь идет о Николае Григорьевиче Жеребцове, московском гражданском губернаторе в 1758—1760 гг., и его дочери Елизавете Николаевне, вышедшей замуж за барона Петра Ивановича Черкасова.

9 Вяземский Александр Андреевич, генерал-прокурор Сената.

10 Пересказ отрывка из IX сатиры Буало («A son esprit»). Сумароков обработал этот сюжет в притче «Мид».

Степанов В.П. Комментарии: А. П. Сумароков. Екатерине II, 31 января 1773 г. // Письма русских писателей XVIII века. Л.: Наука, 1980. С. 218—219.
© Электронная публикация — РВБ, 2006—2019.
РВБ