(С. 194)
Печатается по МиЗ, с. 29–30.
Впервые опубликовано: ЛПРИ, 1839, 8 апр., № 14 (ценз. разр. — 7 апр. 1839 г.), с. 297, с подписью: «Н. Некрасов».
В собрание сочинений впервые включено: ПССт 1927.
Автограф не найден.
Стихотворение следует за традиционными мотивами лирики 1830-х гг., в известной мере отправлявшейся от пушкинского «Поэта», но интерпретировавшей его сообразно утвердившимся в романтической эстетике представлениям о творчестве как озарении, приобщении к божественному началу и духовном преображении (см., например: Станкевич Н. Мгновение. — Телескоп, 1832, № 6, с. 173 (с некоторыми фразеологическими совпадениями); Зилов А. К приятелю, трудящемуся над стихосложением. — В кн.: Стихотворения Алексея Зилова. М., 1835, с. 113–114; Бахтурин К. Ночь. — В кн.: Стихотворения К. Бахтурина. СПб., 1837, с. 44–45; а также стихотворение Л. Якубовича под тем же названием «Два мгновения», но с несколько иным сюжетным наполнением, опубликованное в С (1838, № 3, с. 192–193)). Аналогия «поэт — орел» — также общее место; в 1835 г. она была пародирована К. Эврипидиным (К. С. Аксаковым) в стихотворении «Орел и поэт» (Телескоп, 1835, ч. 29, с. 238–239), получившем широкий резонанс (см. в комментариях С. И. Машинского в кн.: Поэты кружка Станкевича. М. — Л., 1964, с. 578–579. (Б-ка поэта)). Положительный отзыв о «Двух мгновениях» принадлежит Ф. Н. Менцову (ЖМНП, 1840, № 3, отд. VI, с. 120); наряду с некоторыми
647другими стихами сборника — «Рукоять», «Покойница», «Песня Замы» — он отметил в этом стихотворении «печать поэтической независимости».