Обнаружен блокировщик рекламы! Пожалуйста, прочтите это сообщение.

Мы обрнаружили, что вы используете AdBlock Plus или иное программное обеспечение для блокировки рекламы, которое препятствует полной загрузке страницы. 

Пожалуйста, примите во внимание, что реклама — единственный источник дохода для нашего сайта, благодаря которому мы можем его поддерживать и развивать. 

Пожалуйста, добавьте rvb.ru в белый список / список исключений вашего блокировщика рекламы или вовсе отключите его. 

 

×


227. ОшСм, с. 1. Печ. по IV, 251. По свидетельству композитора А. С. Лурье, написавшего в 1917 г. музыку к пьесе, Хл. «Ошибку Смерти» «очень любил и придавал большое значение». Хл. сформулировал ее идею как «победу над смертью» (V, 333), а в 1922 г. пометил в неизд. записи: «мрачная тяжелая вещь, подводные камни» (ЦГАЛИ). «Ошибка Смерти» — антисимволистская вещь, в ней пародируются драмы Блока «Балаганчик» и «Незнакомка» и трагедия Ф. Сологуба «Победа смерти» (1907), см, вступ. ст. Сюжетными линиями она связана с «Пиром во время чумы» Пушкина и с новеллой нем. романтика В. Гауфа «Фантазии в бременском кабачке» (1827). М. Кузмин в рецензии отмечал, что пьеса написана «необыкновенно сильными и крепкими стихами и прозой <...> Чем-то напоминает «Балаганчик» Блока, особенно в конце. Хлебников пользуется приемом причудливости (die Laune) немецких романтиков, перешедшим по наследству к А. Блоку» («Ceверные записки», Пг., 1917, янв.). Мандельштам, назвавший пьесу «трагической буффонадой», использует образ Барышни Смерти в стих. «Соломинка» (1916). При жизни Хл. было неск. попыток поставить «Ошибку Смерти» (сам Хл. вместе с В. Татлиным и А. Лурье в ноябре 1917 г., В. Э. Мейерхольд, Н. Пунин, А. Н. Андриевский, С. Э. Радлов и др.). Единственная прижизненная постановка «Ошибки Смерти» состоялась в Ростове-на-Дону в авг.— сент. 1920 г. при участии самого автора. Режиссер постановки, скрывшийся под псевдонимом Б. В. (А. Б. Надеждов?), вспоминал: «Ставлю «Ошибку Смерти». Хлебников присутствует на репетициях. Иногда делает замечания. Особенно интересует его Барышня Смерть. И тут же на репетициях он что-то торопливо набрасывает» («Харьковский понедельник», 1923, № 5, 15 янв.) . В 1976 г. в Риме пьеса была поставлена авангардным театром «Патагруппо» («Unita», 1976, 11 дек.).


Воспроизводится по изданию: Велимир Хлебников. Творения. М.: Советский писатель, 1986.
© Электронная публикация — РВБ, 1999–2019. Версия 2.1 от 14 апреля 2019 г.