227. ОшСм, с. 1. Печ. по IV, 251. По свидетельству композитора А. С. Лурье, написавшего в 1917 г. музыку к пьесе, Хл. «Ошибку Смерти» «очень любил и придавал большое значение». Хл. сформулировал ее идею как «победу над смертью» (V, 333), а в 1922 г. пометил в неизд. записи: «мрачная тяжелая вещь, подводные камни» (ЦГАЛИ). «Ошибка Смерти» — антисимволистская вещь, в ней пародируются драмы Блока «Балаганчик» и «Незнакомка» и трагедия Ф. Сологуба «Победа смерти» (1907), см, вступ. ст. Сюжетными линиями она связана с «Пиром во время чумы» Пушкина и с новеллой нем. романтика В. Гауфа «Фантазии в бременском кабачке» (1827). М. Кузмин в рецензии отмечал, что пьеса написана «необыкновенно сильными и крепкими стихами и прозой <...> Чем-то напоминает «Балаганчик» Блока, особенно в конце. Хлебников пользуется приемом причудливости (die Laune) немецких романтиков, перешедшим по наследству к А. Блоку» («Ceверные записки», Пг., 1917, янв.). Мандельштам, назвавший пьесу «трагической буффонадой», использует образ Барышни Смерти в стих. «Соломинка» (1916). При жизни Хл. было неск. попыток поставить «Ошибку Смерти» (сам Хл. вместе с В. Татлиным и А. Лурье в ноябре 1917 г., В. Э. Мейерхольд, Н. Пунин, А. Н. Андриевский, С. Э. Радлов и др.). Единственная прижизненная постановка «Ошибки Смерти» состоялась в Ростове-на-Дону в авг.— сент. 1920 г. при участии самого автора. Режиссер постановки, скрывшийся под псевдонимом Б. В. (А. Б. Надеждов?), вспоминал: «Ставлю «Ошибку Смерти». Хлебников присутствует на репетициях. Иногда делает замечания. Особенно интересует его Барышня Смерть. И тут же на репетициях он что-то торопливо набрасывает» («Харьковский понедельник», 1923, № 5, 15 янв.) . В 1976 г. в Риме пьеса была поставлена авангардным театром «Патагруппо» («Unita», 1976, 11 дек.).