226. Ряв!, с. 16. Печ. по IV, 239. В неизд. письме 1913 г. к А. Крученых Хл. сформулировал идею пьесы: «Есть учение о едином законе, охватывающем всю жизнь (т. наз. Канто-Лапласовский ум). Если вставить в это выражение отрицательные значения, то все потечет в обратном порядке: сначала люди умирают, потом живут и родятся, сначала появляются взрослые дети, потом женятся и влюбляются. Я не знаю, разделяете ли вы это мнение, но для Будетлянина Мирсконца — это как бы подсказанная жизнью мысль для веселого и острого, т. к., во-первых, судьбы в их смешном часто виде никогда так не могут поняты, как если смотреть на них с конца; во-вторых, на них смотрели только с начала. Итак, измерьте насмешкой разность между вашим желанием и тем, что есть, смотря от второго праха, и будет, я думаю, хорошо» (частное собр.). По замечанию В. Тренина, в пьесе «в обнаженном виде» «воплощается идея о возможности свободного движения во времени вперед и назад. Это идея уэллсовской машины времени» («Детская лит-ра «, 1939, № 4, с. 71).

  1. Надюша — вероятно, описка Хл., далее в тексте имя дочери — Нинуша, Нина.
  2. Муций и Сцевола — ироническое разделение имени легендарного римского героя Муция Сцеволы.
  3. Манлий Капитолийский — римский полководец (IV в. до н. э.).

Воспроизводится по изданию: Велимир Хлебников. Творения. М.: Советский писатель, 1986.
© Электронная публикация — РВБ, 1999–2019. Версия 2.1 от 14 апреля 2019 г.