1 Ответ на письмо Стасова от 31 марта (ПСт, № 1), в котором он писал: «Посылаю вам копию с письма Фотия, оно авось принесет вам несколько золотников той атмосферы, которая носилась около этого русского изувера... Письмо это примечательно тем, как вы, конечно, и сами увидите, что этот дрянной попишка обдувает своих доверчивых корреспондентов и наивных поклонников...» (ПСт, с. 27).
2 Статья «Передвижная выставка 1878 года» («Новое время», 1878, № 748 и 749, 29 и 30 марта).
3 Стасов особенно высоко оценил картину К. А. Савицкого «Встреча иконы», как «одно из самых значительных и важных созданий новой русской школы», и картину Г. Г. Мясоедова «Молебствие во время засухи», которая «один стон и вопль наболевшей души» (В. В. Стасов. Избр. соч., т. 1. М., 1952, с. 297, 300).
4 О выставленной на 6-й передвижной выставке картине И. Е. Репина «Протодиакон» Стасов писал: «Что за огонь горел, должно быть, в душе у того художника, который писал этого страшного, этого грозного «Варлаама» (там же, с. 304).
5 Стасов, высказывая сожаление, что портрет Толстого, написанный Крамским, не попал на выставку, а отправлен за границу, писал в своей статье: «Кто будет там, как мы, всматриваться на портрете в эти мужественные, хотя и мало красивые, даже на первый взгляд ординарные черты лица, кто будет, как мы, отыскивать ум и талантливость... в глазах у такого человека?.. Кто рассеянно и безучастно взглянет на эту картину, подумает: «Это какой-то слесарь, мастеровой в блузе, с мозолистыми руками — вот и все. Но посмотрите пристальнее — и перед вами откроется глубокая, сложная, талантливая, полная энергии и сил натура» (там же, с. 307).
6 Стасов обещал Толстому достать копию записки Николая I о порядке казни декабристов (см. письмо 345 и примеч. 1 к нему).