Пожалуйста, прочтите это сообщение.

Обнаружен блокировщик рекламы, препятствующий полной загрузке страницы. 

Реклама — наш единственный источник дохода. Без нее поддержка и развитие сайта невозможны. 

Пожалуйста, добавьте rvb.ru в белый список / список исключений вашего блокировщика рекламы или отключите его. 

 

×

Лев Николаевич Толстой

Л.Н.Толстой. Портрет работы И.Н.Крамского. Холст, масло. 1873. ГТГ. Л.Н.Толстой. Портрет работы И.Н.Крамского. Холст, масло. 1873. ГТГ.

Пожалуйста, прочтите это сообщение.

Обнаружен блокировщик рекламы, препятствующий полной загрузке страницы. 

Реклама — наш единственный источник дохода. Без нее поддержка и развитие сайта невозможны. 

Пожалуйста, добавьте rvb.ru в белый список / список исключений вашего блокировщика рекламы или отключите его. 

 

×

Л. Н. Толстой

» Cобрание сочинений в 22 томах


Об авторе

Толстой Лев Николаевич [28.8(9.9).1828, Ясная Поляна, ныне Щёкинского района Тульской области, — 7(20).11.1910, станция Астапово Рязано-Уральской железной дороги, ныне станция Лев Толстой Липецкой области; похоронен в Ясной Поляне], русский писатель, публицист, философ, моралист, вероучитель и педагог.

Получил домашнее образование. В 1844—1847 гг. учился в Казанском университете, но не окончил курса: в это время он вел светский образ жизни и меньше всего думал о науках. Его товарищи вспоминают о нем как о типичном представителе «золотой молодежи». Осенью 1848 Толстой уехал в Москву, где жил, по собственному признанию, «очень безалаберно, без службы, без занятий, без цели». В 1849 г. переехал в Петербург. К 1850—1851 гг. относятся первые литературные опыты Толстого, в числе которых есть незаконченная повесть «История вчерашнего дня», являющаяся своего рода итогом дневниковых записей. Дневники, который Толстой вел с 1847 г. до конца жизни, сыграли большую роль в формировании его взглядов и послужили основой для развития его художественного метода, став для начинающего писателя школой скрупулезного психологического и этического самоанализа.

В 1851 г. Толстой отправился на Кавказ в станицу Старогладковскую Терской области — к месту военной службы старшего брата Николая — и провел там в уединении два года, которые считал необыкновенно значительными для своего духовного развития. Написанная здесь повесть «Детство» — первое печатное произведение Толстого (опубликовано под инициалами Л. Н. в журнале «Современник», 1852, № 9) — вместе с появившимися позднее повестями «Отрочество» (1852—1854) и «Юность» (1855—1857) входила в обширный замысел автобиографического романа «Четыре эпохи развития», последняя часть которого («Молодость») так и не была написана. В первых повестях Толстого реалистические принципы натуральной школы 1840-х годов — предметность, точность и детальность описаний, характерные для «физиологического очерка», — перенесены в область исследования психологии, внутреннего мира ребенка, подростка, затем юноши. Психология ребенка для Толстого — первый повод к исследованию «естественного человека», чуждого сословным привилегиям.

В 1851—1853 гг. Толстой участвовал в военных действиях на Кавказе (сначала в качестве волонтёра, затем фейрверкера — артиллерийского унтер-офицера), а в 1854 г. был направлен в Дунайскую армию. Вскоре после начала Крымской войны его по личной просьбе перевели в Севастополь (уже в чине подпоручика). С октября 1854 г. он принял участие в обороне Севастополя, где летом 1855 г. находился в самом опасном месте города — на 4-м бастионе. Армейский быт и эпизоды войны дали Толстому материал для рассказов «Набег» (1853), «Рубка леса» (1853—1855), а также для очерков «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855 года» (все опубликованы в «Современнике» в 1853—1856 гг.). Эти очерки, известные под названием «Севастопольских рассказов» (сам автор им общего заглавия не дал), смело объединили документ, репортаж и сюжетное повествование; они произвели огромное впечатление на русское общество. Война предстала в них безобразной кровавой бойней, противной человеческой природе.

На первое отдельное издание «Детства», «Отрочества» и «Военных рассказов» (1856) отозвался Н. Г. Чернышевский в статье, ставшей классическим образцом для понимания главной особенности творческой методологии Толстого при изображении того, «как одни чувства и мысли развиваются из других». Всего более занимает автора «сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души, чтобы выразиться определительным термином».

В 1855 г. Толстой приехал в Петербург, сблизился с сотрудниками «Современника», познакомился с Н. А. Некрасовым, И. С. Тургеневым, И. А. Гончаровым, Чернышевским, А. В. Дружининым, П. В. Анненковым, В. П. Боткиным. В редакции уже намечался будущий раскол между радикально-демократическим и либеральным кругами. 1856—1859 гг. ознаменованы попытками Толстого освоиться в незнакомой литературной среде, утвердить свою творческую позицию. В литературных поисках Толстого эти годы — пора творческих экспериментов. В рассказе «Утро помещика» (1856, фрагмент неосуществленного «Романа русского помещика») Чернышевский впервые отметил у автора «мужицкий» взгляд на вещи.

В 1857 г. Толстой впервые поехал за границу, был в Париже, путешествовал по Швейцарии и Северной Италии. Чувство «социальной свободы» поразило его во Франции и Швейцарии по контрасту с крепостнической Россией. Вместе с тем в рассказе «Люцерн» (1857) впервые проявился общественный темперамент Толстого, яростно атакующего буржуазное лицемерие, бессердечие и социальную несправедливость. Повесть «Альберт» (1857—1858), написанная под влиянием эстетизма дружининского кружка, выражала идею избранности художника. Роман «Семейное счастье» (1858—1859) призван был показать крушение идеала уединенного «счастливого мирка» (разойдясь с либерально-демократическим «Современником», Толстой отдал роман в консервативный «Русский вестник»). В повести «Казаки» (1853—1863) намечается тяготение к народной теме, выход к монументальному эпосу.

На рубеже 1860-х годов Толстой, разочаровавшись в светской и литературной жизни, поселился в своем имении — Ясной Поляне. Там он основал школу для крестьянских детей, которой много занимался в 1859—1862 гг., издавал педагогический журнал «Ясная Поляна» (1862), в котором проповедовал свободную систему образования и воспитания, лишенную программной строгости и казенной дисциплины. В 1862 г. женился на Софье Андреевне Берс (1844—1919) и начинал жить уединенно в своем имении как глава патриархальной семьи. В годы крестьянской реформы исполнял обязанности мирового посредника Крапивенского уезда, разрешая тяжбы помещиков с крестьянами.

Аристократ по воспитанию и семейной традиции, Толстой искал выход из духовного кризиса конца 1850-х в сближении с народом. Логика идейных и творческих исканий писателя начала 1860-х годов — стремление к изображению народных характеров (рассказ «Поликушка», 1861—1863), обращение к истории для понимания современности (начало романа «Декабристы», 1860—1861, опубликован в 1884 г.) — вела его к замыслу романа-эпопеи «Война и мир».

Работа над «Войной и миром» заняла шесть лет — 1863—1869 гг. Напечатав первые две части романа в «Русском вестнике» в 1865—1866 гг. под заглавием «1805 год», Толстой печатал дальнейшие части отдельным изданием. В 1869 г. вышел последний том эпопеи. В дневнике 1863 года Толстой записал: «Эпический род мне становится один естественен», а в дневнике 1865 года прямо сравнил свой роман с «Илиадой» и «Одиссеей» как произведениями, в которых эпическая «поэзия» заключается «в картине нравов, построенных на историческом событии».

Роман «Война и мир» стал уникальным явлением в русской и мировой литературе. Сочетая глубину и детальность психологического романа с размахом и многофигурностью народного эпоса, он объединил множество сюжетных линий, разворачивающихся на фоне важнейших событий начала XIX века — антинаполеоновских войн, кульминацией которых, с точки зрения русской истории, стала Отечественная война 1812 года. В романе наравне с вымышленными героями действуют исторические персонажи (Наполеон, Александр I, Кутузов и др.), а художественные главы перемежаются историко-философскими, которые содержат рассуждения автора о свободе и необходимости, о движущих силах исторического процесса.

«Война и мир» синтезирует черты нескольких романных субжанров: это не только исторический и семейный роман, но и «роман воспитания», в центр которого, поставлен, однако не один герой, а множество. Роман отличается исключительным разнообразием и динамичностью изображаемых характеров: по ходу повествования главные герои претерпевают настолько значительную психологическую и духовную эволюцию, что можно говорить о рождении «нового человека» как бы на глазах у читателя (такова, прежде всего, эволюция Пьера Безухова). По Толстому, человек обновляется, отказываясь от эгоизма и сословной ограниченности, сливаясь со стихийным течением самой жизни. Ее идеализированным олицетворением становится фигура доброго и покладистого «человека из народа» — Платона Каратаева.

Окончание работы над «Войной и миром» было началом новой и очень трудной полосы жизни. Критика отнеслась к роману сурово, осуждая в особенности философско-исторические главы. Автор был очень задет этими отзывами.

В первой половине 1870-х годов Толстой вернулся к педагогике, некоторое время снова преподавал в яснополянской школе. В 1872 г. вышла в четырех книгах «Азбука», не имевшая успеха. В ноябре 1874 г. Толстой взялся за ее переработку для нового издания. Он заново написал собственно «Азбуку», назвав ее в печати «Новая азбука» (1875), а оригинальные рассказы и переложения сказок и басен, входившие в отделы для чтения, решил выделить в отдельные «Русские книги для чтения». Книги вызвали широкое одобрение у деятелей народного просвещения. При жизни Толстого «Новая азбука» переиздавалась 28 раз. «Русские книги для чтения» также многократно переиздавались (при жизни Толстого первая и вторая книги выдержали по 28 изданий, третья — 25 изданий и четвертая — 24 издания).

В 1873—1877 гг. Толстой пишет свой второй великий роман — «Анна Каренина» (печатался в «Русском вестнике» в 1875—1877 гг.). Подобно написанным в ту же пору романам И. С. Тургенева и Ф. М. Достоевского, «Анна Каренина» — остропроблемное произведение, безбоязненно поднимающее проблемы морали и жизненного выбора, брака и адюльтера, частной жизни и общественной самоорганизации, и даже вопросы экономики и сельского хозяйства. Композиционно роман строится как переплетение двух контрастных сюжетных линий — линии Анны и Вронского, с одной стороны, и линии Левина и Кити, с другой. Толстой имел основание гордиться «архитектурой» своего романа: каждая сюжетная линия, обладая своим независимым интересом, в то же время связана с остальными. Как объяснял сам писатель, «связь постройки сделана не на фабуле и не на отношениях (знакомстве) лиц, а на внутренней связи» (письмо С. А. Рачинскому от 27.01.1878).

Роман отличается инновативной техникой повествования и психологической характеризации — от внутренних монологов и споров двух голосов в душе героя до «потока сознания» (в сценах, прешедствующих сценам гибели Анны). Вместе с тем идеологически «Анна Каренина» была романом-исканием, работая над которым, писатель сам уяснял себе взгляд на современность и свою собственную жизнь. Перипетии романного сюжета непосредственно подводили Толстой к новому психологическому и религиозному кризису и идейному «перелому» конца 1870-х годов.

Новое миросозерцание писателя выразилось в «Исповеди» (1879—1880, опубликована в 1884 г.) и трактате «В чем моя вера?» (1882—1884). Толстой приходит к выводу, что высшие слои общества, государство и официальная церковь строят свое существование на ложных основах, чуждых народным и общечеловеческим началам. Эти мысли и настроения особенно усилились после переезда в 1881 г. Толстых в Москву (для обучения детей), где писатель вновь столкнулся с ужасом городской нищеты. Стремясь объединить людей идеями любви и всепрощения, Толстой выступил с проповедью «непротивления злу насилием», считая единственно разумными средствами борьбы со злом его публичное обличение и пассивное неприятие существующего жизненного уклада. Религиозно-философские труды «Исследование догматического богословия» (1879—1880) и «Соединение и перевод четырех евангелий» (1880—1881) имеют своей целью очищение и обновление христианского вероучения. Учение об «опрощении» и «непротивлении злу насилием» породило последователей — «толстовцев».

В 1880-е годы Толстой стал жить обособленной от семьи жизнью и проводил большую часть времени не в Москве (где в 1882 г. был куплен дом в Долго-Хамовническом переулке), а в Ясной Поляне, среди крестьян. Он стал вегетарианцем, усиленно занимался простой физической работой: пилил и колол дрова, пахал и косил, сам шил себе сапоги. В публицистичистических очерках «Так что же нам делать?» (1882—1886) и «Рабство нашего времени» (1899—1900) он резко критикует пороки современной цивилизации. В повести «Смерть Ивана Ильича» (1884—1886) Толстой рассказывает историю обыкновенного человека, на пороге смерти ощутившего бессмысленность своей жизни. Просветление души умирающего, символический свет, возникающий в последние минуты в его сознании, воплощают идею высшей силы, ведущей к спасению. Повесть «Крейцерова соната» (1887—1889, опубликована в 1891 г.) и примыкающую к ней по проблематике повесть «Дьявол» (1889—1890, опубликована в 1911 г.) писатель посвятил теме разрушительной плотской страсти, которую призвана победить бескорыстная христианская любовь.

В это же время Толстой впервые проявил интерес к драматическим жанрам. Драма для народных театров «Власть тьмы» (1886), руссоистская по своему умонастроению, изобличает тлетворное влияние городского быта на деревню. В комедии «Плоды просвещения» (1886—1890, опубликована в 1891 г.) сатирически изображены нравы барского дома, бессмысленные, с крестьянской точки зрения, причуды его хозяев. «Власть тьмы» с трудом прошла через цензуру. Когда драму начали репетировать в Александринском театре, К. П. Победоносцев обратился к Александру III с письмом, в котором писал, что пьеса представляет «отрицание идеала», «унижение нравственного чувства» и «оскорбление вкуса». Александр III, до того поддержавший постановку, отвечал, что пьеса произвела на него «сильное впечатление, но и отвращение» и что ее не следует ставить: «она слишком реальна и ужасна по сюжету». Подготовленный спектакль был запрещен, и драма появилась на русской сцене только в 1895 г. (до того шла в Париже и Берлине).

Обращение к драме мотивировалось стремлением к наглядности и доступности: Толстой приходит к мысли, что необходимо писать проще, адресуясь к широким читательским массам. Аналогичной коммуникативной установкой вызваны к жизни его «народные рассказы» 1880-х годов, ориентированные на жанр притчи («Чем люди живы», «Свечка», «Два старика», «Много ли человеку земли нужно» и др.). Особняком стоит тематически близкий к «народному» циклу рассказ «Хозяин и работник» (1894—1895).

В 1890-е годы Толстой попытался теоретически обосновать свои взгляды на художественное творчество. В трактате «Что такое искусство?» (1897—1898) он противопоставил высоконравственное, общественно значимое и понятное народу искусство искусству элитарному, аморальному и общественно бесполезному, достигшему апогея в современном декадентстве. «Истинное» искусство Толстой сравнивает с простой здоровой пищей, а «ложное» — с неестественными гастрономическими продуктами, которое культивиует высшее общество (гнилой сыр, протухшие рябчики и т. д.). Один из главных отличительных критериев «истинного» искусства — доступность и понятность: «извращенное искусство может быть непонятно людям, но хорошее искусство всегда понятно всем». К «ложному» искусству автор трактата отнес едва ли не все произведения, повсеместно признаваемые за высшую ценность, — «грубые, дикие и часто бессмысленные для нас произведения древних греков: Софокла, Эврипида, Эсхила, в особенности Аристофана, или новых: Данта, Тасса, Мильтона, Шекспира; в живописи — всего Рафаэля, всего Микеланджело...; в музыке — всего Баха и всего Бетховена», а также все плоды трудов всех современных писателей, живописцев и композиторов. Исключение составляет фольклор: по Толстому, «песня баб» — это «настоящее искусство», а соната Бетховена есть лишь «только неудачная попытка искусства». Появившись в печати, трактат вызвал, по словам И. И. Левитана, «целый переполох». С тотальным отрицанием всей европейской культуры современники еще не сталкивались.

В 1891 г. Толстой отказался от прав собственности на все свои произведения, передав в общее безвозмездное пользование все сочинения, написанные после 1881 г. (право на издание художественных произведений, написанных им до 1881 г., он передал жене). В 1891, 1893 и 1898 гг. он участвовал в помощи крестьянам голодающих губерний, выступал с воззваниями и статьями о мерах борьбы с голодом. Во второй половине 1890-х годов защищал религиозных сектантов — молокан и духоборов, содействует переезду духоборов в Канаду. Ясная Поляна становится местом паломничества почитателей Толстого со всей России и из других стран мира.

Главным художественным достижением Толстого 1890-х годов явился роман «Воскресение» (1889—1899). Он строится как история духовного возрождения проститутки Катюши Масловой и князя Нехлюдова (молодого аристократа, виновного некогда в ее соблазнении, который должен теперь как присяжный заседатель решать в суде ее судьбу). Новый тип романа — социальной панорамы — давал возможность писателю провести перед читателем вереницу лиц, принадлежащих к различным социальным сферам, — от придворных покоев и роскошных особняков до нищих деревень и пересыльных тюрем. Резкая критика церковных обрядов в «Воскресении» была одной из причин отлучения Толстого Святейшим Синодом от православной церкви (1901).

В последнее десятилетие жизни Толстой работал над книгой «Круг чтения», выступал с воззваниями и публицистическими статьями. Всемирную известность получил его протест против смертной казни (статья «Не могу молчать», 1908). В сюжетной структуре произведений Толстого начинает доминировать прием обозрения: писатель прослеживает цепочку событий, соединяющую разнородные области жизни, захватывающую всё новых и новых героев. Причинно-следственные связи позволяют прослеживать бесчисленные последствия действий или поступков. Помимо романа «Воскресение», так построены опубликованные посмертно повести «Хаджи-Мурат» (1896—1904), «Фальшивый купон» (1902—1904), «Нет в мире виноватых» (не окончена). От произведения к произведению повторяется сюжет «ухода», резкого и коренного перелома в жизни, обращения к новой жизненной вере — таковы опубликованные посмертно повесть «Отец Сергий» (1890—1898), пьеса «Живой труп» (1900), рассказ «После бала» (1903), «Посмертные записки старца Федора Кузмича» (1905, не окончена).

Последние годы жизни Толстой провел в Ясной Поляне в непрестанных душевных страданиях, в атмосфере интриг и раздоров между своими последователями и родными. Пытаясь привести свой образ жизни в согласие с убеждениями и тяготясь бытом помещичьей усадьбы, 28 октября (10 ноября) 1910 г. он тайно уехал из Ясной Поляны, по дороге простудился и десять дней спустя скончался на станции Астапово Рязано-Уральской железной дороги. Уход и смерть Льва Толстого потрясли мир. Отклики на эти события в одной только российской прессе (статьи, очерки, заметки, телеграммы и пр.) составили 750-страничный том, изданный к 100-летию со дня смерти писателя.

И. П.
По материалам 1-го и 3-го издания «Большой советской энциклопедии» (статьи Б. М. Эйхенбаума и В. Я. Лакшина)

 

Об изданиях сочинений Толстого и настоящем издании

Основными критическими изданиями сочинений Толстого являются юбилейное Полное собрание сочинений в 90 томах, научно-массовые собрания сочинений Толстого в 20 томах и в 22 томах, а также академические издания отдельных произведений писателя. В 2000 г. начало выходить академическое Полное собрание сочинений Л. Н. Толстого в 100 томах (подготовлено семь томов).

В РВБ представлено Собрание сочинений Л. Н. Толстого в 22 томах (М.: Художественная литература, 1978—1985).

Биография

Критика и исследования

Указатели

Ссылки


© Электронная публикация — РВБ, 2007—2019. Версия 3.0 от 27 февраля 2017 г.