1 Письмо неизвестно.

2 В Канзасе (США) находилась коммуна, организованная русскими эмигрантами, членом которой был В. И. Алексеев.

3 Н. Ф. Федоров, своеобразный мыслитель, создатель утопической философской системы, согласно которой путь к превращению «небратской» жизни в «братскую»— в объединении человечества «общим делом» «воскрешения» предков, «отцов», уничтожения смерти. Толстой познакомился с ним в 1878 г. Федоров бывал у Толстого, виделись они и в библиотеке, где служил Федоров. В 1892 г. между ними из-за идейных разногласий произошел разрыв. Толстому импонировала личность Федорова, его аскетизм, отказ от всех мирских благ, но он не принимал патриархально-консервативной утопии Федорова, его монархизма, равнодушия к жгучим общественным проблемам, а также религиозно-мистический характер его учения. Федоров находился в оппозиции к социально-обличительным идеям Толстого и в своих трудах подвергал их резкой и по существу несостоятельной критике.

4 С. Г. Нечаев — организатор террористического общества «Народная расправа».

5 Философ В. С. Соловьев.

6 В. К. Сютаев — крестьянин, проповедовавший самобытное религиозное оппозиционное учение, к которому Толстой относился сочувственно. Толстой посетил Сютаева, жившего в деревне Шевелино Тверской губ., в конце сентября 1881 г.

7 «Краткое изложение Евангелия» (вышло в Женеве в 1890 г.).

8 Толстой писал рассказ «Чем люди живы». См. письмо 388.


Розанова С.А. Комментарии. Л.Н. Толстой. Письма. 386. В. И. Алексееву. 1881 г. Ноября 15—30? Москва. // Л.Н. Толстой. Собрание сочинений в 22 тт. М.: Художественная литература, 1984. Т. 18. С. 898.
© Электронная публикация — РВБ, 2002—2024. Версия 3.0 от 28 февраля 2017 г.