Николай Александрович Львов

Д. Г. Левицкий. Портрет Н. А. Львова. 1789. ГТГ Д. Г. Левицкий. Портрет Н. А. Львова. 1789. ГТГ

Н. А. Львов

Об авторе

Львов Николай Александрович [1751, село Черенчицы Новоторжского уезда Тверской губернии, — 21.12.1803 (2.1.1804), Москва], русский поэт, драматург, переводчик, архитектор и теоретик архитектуры, график, музыкант, фольклорист. Образование получил главным образом самоучкой. Член Российской академии (с 1783 г.), почетный член петербургской Императорской Академии художеств (с 1786 г.), член Императорского Вольного экономического общества (с 1791 г.). Организатор и вдохновитель литературного кружка, в который входили Г. Р. Державин, В. В. Капнист, И. И. Хемницер, М. Н. Муравьев. В 1780 г. Львов обвенчался с Марией Алексеевной Дьяковой (этот брак оставался в тайне до 1783 г.), на ее сестре Александре в 1781 г. женился В. В. Капнист, а на сестре Дарье в 1795 г. — Г. Р. Державин.

Служил в лейб-гвардии Преображенском полку. С 1773 г. состоял в курьерской должности при Коллегии иностранных дел; в этом качестве совершил поездки в Гамбург (1774); в Копенгаген, Гамбург и Эйтин (1775—1776); в Лондон, Мадрид и Париж (1776—1777; на обратном пути задержался в Нидерландах для знакомства с историей и культурой этой страны). В 1781 г. посетил Италию для осмотра достопримечательностей Ливорно, Пизы, Флоренции, Болоньи, Венеции, впечатления от которых зафиксированы в итальянском дневнике Львова.

В своем поэтическом творчестве (стихи, поэмы, басни, комические оперы) Львов, испытавший воздействие европейского Просвещения и сентиментализма, во многом предвосхитил ранние романтические веяния. Стремясь приблизить поэзию к фольклору, он широко использовал народную лексику и неклассические размеры. В частности, в стихотворении «Как, бывало, ты в темной осени...» Львов одним из первых употребил пентон (пятидольник) III — пятисложный размер с метрическим ударением на третьем слоге пятисложной стопы, впоследствии популяризованный А. В. Кольцовым. Наибольший историко-литературный интерес представляют стихотворные дружеские послания Львова 1790—1800-х годов и его письма, одно из которых («Письмо Н. А. Л<ьвова> к П. Л. В<ельяминову>. Село Арпачево, 17 августа 1791») было напечатано при жизни автора в «Московском журнале» H. M. Карамзина (1791).

Львов создал тексты для четырех комических опер: «Сильф, или Мечта молодой женщины» (1778; переделка новеллы Ж.-Ф. Мармонтеля «Le mari sylphe»), «Ямщики на подставе» (1787), «Милет и Милета» (1796) и «Парисов суд» (1796; единственная в русская бурлескная опера). В текст «Ямщиков на подставе» включены записанные Львовым ямщицкие песни, аранжированные и оркестрованные композитором Е. И. Фоминым. Совместно с чешско-русским композитором и фольклористом И. Прачем Львов составил двухтомное нотное «Собрание русских народных песен с их голосами», положенное на музыку Прачем (1790). Львов опубликовал первый стихотворный перевод древнеисландской саги «Песнь норвежского витязя Гаральда Храброго» (1793) и стихотворный перевод трех книг Анакреоновых од (1794) с теоретическим предисловием и примечаниями. Вслед за Львовым «Песнь Гаральда» перелагали стихами И. Ф. Богданович и К. Н. Батюшков. Львовская анакреонтея оказала непосредственное воздействие на анакреонтику Державина. Львов переводил также произведения Сафо, Петрарки, Ж.-Б. Руссо и др. Нашел и опубликовал с предисловиями две древнерусские летописи. В 1798 г. перевел первую книгу архитектурного трактата А. Палладио, снабдив издание комментариями, в которых отразились воззрения Львова на теорию архитектуры.

В архитектурном творчестве Львова преобладают компактные центрические купольные здания с лаконичным декоративным оформлением. Львов — один из основоположников пейзажного стиля в русском садово-парковом искусстве. Разрабатывал способы землебитного строительства, отопления и вентиляции зданий. Архитектурные работы: собор св. Иосифа в Могилеве (1780 — конец 1790-х; уничтожен в 1937 г.), Невские ворота Петропавловской крепости (1784—1787) и почтамт (1782—1789) в Санкт-Петербурге, Борисоглебский собор в Торжке (1785—1796), Большой Кремлевский дворец в Москве (1798; впоследствии перестроен), землебитный Приоратский дворец в Гатчине (1798—1799; реставрирован и открыт для посещения в 2004 г.), усадебные комплексы на территории нынешних Московской, Тверской и Новгородской областей. Графика: иллюстрации к «Метаморфозам» Овидия (тушь, Русский музей, Санкт-Петербург).

И. П.
По материалам «Краткой литературной энциклопедии»,
3-го издания «Большой советской энциклопедии» (статьи А. Н. Глумова)
и «Словаря русских писателей XVIII века» (статья Н. И. Глинки и К. Ю. Лаппо-Данилевского)

 

Об издании

«Избранные сочинения» Н. А. Львова и его «Итальянский дневник», подготовленные к печати К. Ю. Лаппо-Данилевским (Böhlau Verlag, 1994, 1998), опубликованы в РВБ с любезного разрешения К. Ю. Лаппо-Данилевского и Бёлау-Ферлаг. Опечатки, содержащиеся в печатном издании «Избранных сочинений», исправлены в электронной версии книги (см. список внесенных исправлений, составленный редактором издания К. Ю. Лаппо-Данилевским). Ряд стиховторений опубликован в посвященном Львову разделе антологии «Поэты XVIII века» (раздел подготовил И. З. Серман). Помимо значительного корпуса писем, вошедшего в «Избранные сочинения», три письма Львова В. В. Капнисту были ранее опубликованы в издании «Письма русских писателей XVIII века» (Л.: Наука, 1980).

Биография

Указатели

Ссылки


© Электронная публикация — РВБ, 2004—2024. Версия 2.0 от 9 ноября 2018 г.