234. Портрет («Взгляни на этот лик; искусством он...»).
Автограф: РО ИРЛИ. Ф. 524. Оп. 1. № 4. Л. 11 об. — беловой с правкой, в тетради 4; заглавие заключено в скобки.
Копия: РО ИРЛИ. Ф. 524. Оп. 2. № 33. Л. 15 — в тетради копий юношеских стихотворений, с автографа ИРЛИ.
Печатается по автографу.
Датируется концом 1831 г. по расположению автографа в тетради 4 (см. Преамбулу, п. 2.2.4).
Впервые: Лермонтов 1889–1891: I, 48.
Стихотворение относится к распространенному в нач. XIX в. микрожанру «Надпись к портрету», который не предполагает экфрасиса определенной картины, а призван дать внешнее, психологическое или нравственное описание конкретного или воображаемого человека. Прототип «Портрета» нам неизвестен, возможно, Лермонтов изображал здесь самого себя (ср. в автоописательном стихотворении «1831-го июня 11 дня» (№ 167): «Так любим мы глядеть на свой портрет, / Хоть с нами в нем уж сходства больше нет, / Хоть на холсте хранится блеск очей, / Погаснувших от время и страстей»; см. также юношеский автопортрет в третьем лице: «Он некрасив, он невысок...», 1829 — № 32). В «Портрете» усматривают некоторое сходство с эпиграммой Е. А. Боратынского «Надпись» (1824–1825): «Взгляни на лик холодный сей, / Взгляни: в нем жизни нет; / Но как на нем былых страстей / Еще заметен след!» (Боратынский 2000–2012: II, 125; до 1831 г. текст публиковался трижды).
Лит.: ЛЭ 1981: 428; Семенов 1915: 235; Асмус 1941: 122.